Контент

Подготовка аукционной документации
Форма 2. Разработка для Заказчика. Заполнение для участника. Тендерное сопровождение по всей России.

+7 (495) 798 43 96

+7 (495) 755 40 30

+7 (903) 798 43 96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ЗАКУПОК

 О наиболее существенных изменениях в законодательстве в сфере закупок

(44-ФЗ и 223-ФЗ)

С 1 июля 2018 г. законодательство в сфере закупок подверглось значительным изменениям, причем одна часть из них вступила в силу с 1 октября 2018 г, другая – с 1 января 2019 года. Закон 44-ФЗ по-прежнему регулирует закупки, осуществляемые государственными и муниципальными учреждениями по контрактной системе, а закон 223-ФЗ – закупки, осуществляемые организациями, у которых доля государственного капитала в уставном капитале составляет не менее 50%. Закон 223-ФЗ в значительной степени утратил «рамочность», стал более четким.

Ниже перечислены ключевые изменения в законах 44-ФЗ и 223-ФЗ.

  1. Отменены бумажные закупки (по 44-ФЗ и 223-ФЗ), за исключением отдельных случаев, которые в данной статье не рассматриваются.
  2. Утверждено понятие конкурентных закупок по 223-ФЗ. К торгам, как к одному из двух способов конкурентных закупок, отнесены, помимо конкурсов и аукционов те формы закупок, которые ранее торгами не являлись (запрос котировок и запрос предложений). Следовательно, заказчики запросов котировок и запросов предложений уже не могут отказаться от заключения контракта с победителем, как они делали это ранее на законном основании, когда запросы котировок и предложений относились к офертам. Что касается 44-ФЗ, то в нем к торгам по-прежнему относятся только аукционы и конкурсы. Закупка у единственного поставщика, как следует из названия – закупка неконкурентная (как по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ).
  3. С 1 января 2019 года участник может пройти аккредитацию на электронной площадке только после регистрации в единой информационной системе (ЕИС). Успешная регистрация в ЕИС позволяет ему одновременно аккредитоваться на 8-ми федеральных ЭТП по 44-ФЗ. Что касается секций федеральных ЭТП, работающих по 223-ФЗ, то здесь единообразия нет. На некоторых федеральных ЭТП достаточно аккредитоваться в секции 44-ФЗ, чтобы участвовать в закупках по 223-ФЗ, на других (ЭТП ГПБ) для участия в торгах в секции корпоративных закупок требуется отдельная дополнительная аккредитация, отнимающая до 5-ти рабочих дней.
  4. С 1 марта 2019 г. закупки на малые суммы (до 100 тыс. руб) по 44-ФЗ проводятся в обязательном порядке через агрегатор закупок «Березка», представляющий собой Интернет-магазин. Таким же способом осуществляется закупка на сумму до 400 тыс. руб. и лекарств на сумму до 200 тыс. руб. А канцтовары приобретаются через «Березку» федеральными органами государственной власти уже с 1 ноября 2018 года.
  5. Электронная цифровая подпись (ЭЦП) с 1 июля 2018 года нужна усиленная квалифицированная (для участия в торгах по 44-ФЗ). Что касается 223-ФЗ, то прямого требования об использовании усиленной квалифицированной ЭЦП в данном законе нет, выбор ЭЦП определяется конкретной ЭТП.
  6. Преимущества для субъектов малого и среднего предпринимательства по-прежнему предусмотрены как в законе 44-ФЗ, так и в законе 223-ФЗ. Закон 44-ФЗ по-прежнему предусматривает еще и преимущество для социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) и общественных общероссийских организаций инвалидов.
  7. Для закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ (только для субъектов малого и среднего предпринимательства) обязательно требуется спецсчет, который участник может открыть в любом из банков, входящих в перечень, установленный Распоряжение Правительства от 13.07.2018 г. № 626. Если у участника открыт счет в банке, который входит в указанный выше перечень, он может пойти двумя путями. Первый путь – заключить дополнительное соглашение с банком, которое наделит имеющийся счет функциями спецсчета. Автору этот путь представляется не лучшим, поскольку возможна ситуация, когда участник положит требуемое обеспечение заявки, а перед самым истечением срока подачи будут произведены какие-нибудь штрафные, например, налоговые вычеты в автоматическом режиме. Доложить недостающую сумму участник уже не успеет и заявку подать не сможет. Поэтому лучше пойти вторым путем – открыть отдельный спецсчет.
  8. Обеспечение заявки при НМЦ закупки до 1 млн. руб. заказчик может не устанавливать (по 44-ФЗ) и, как правило, этого не делает. Эту особенность закона 44-ФЗ успешно используют участники, не пожелавшие по каким-либо причинам открывать спецсчет. С другой стороны, такое послабление увеличило конкуренцию, ведь в закупках стали принимать и поставщики, надеющиеся на «легкий хлеб», а никакие суммы, даже маленькие замораживать на ЭТП не желающие. Обеспечение же контракта устанавливается в обязательном порядке (по 44-ФЗ). Что же касается закупок по 223-ФЗ, то заказчику разрешено устанавливать обеспечение заявки только если НМЦ превышает 5 млн. руб, но оно не может превышать 5% от НМЦ. Правила обеспечения контрактов (договоров) при закупках по 223-ФЗ прописываются в Положении. Если же обеспечение заявки заказчиком не установлено, участник может принимать участие закупках по обоим вышеупомянутым ФЗ, не открывая спецсчет. Но, конечно, в этом случае он ограничит себя в выборе процедур.
  9. С 1 июля 2018 года закупки по 44-ФЗ стали платными. Постановление Правительства от № 564 установило предельный размер платы, взимаемой операторами ЭТП с победителей закупочных процедур. Она составляет 1% от НМЦК, но не может превышать 5000 рублей. Если проводится процедура для субъектов малого и среднего предпринимательства, то предельный размер взимаемой оператором платы также составляет 1% от НМЦК, но не может превышать 2000 рублей. Примечательно, что в случае уклонения победителя от заключения контракта и заключения контракта с участником, занявшим второе место на аукционе, плата с него не взимается. Что же касается закупок по 223-ФЗ, то здесь ничего не изменилось, ЭТП по-прежнему взимают комиссионные с победившего участника или абонементную плату.
  10. Что касается изменения условий заключения контракта (по 44-ФЗ), то с 1 июля 2019 года протокол разногласий можно будет разместить на ЭТП только один раз, что упростило процедуру согласования победителем процедуры проекта контракта с заказчиком. Что касается конкурентных закупок по 223-ФЗ, то по итогам конкурентной закупки заказчик вправе заключить договоры с несколькими участниками такой закупки в порядке и в случаях, которые установлены заказчиком в положении о закупке, согласно п. 28 статьи 3.2 44-ФЗ в новой редакции.
  11. С 1 июля 2019 г. участник закупки по 44-ФЗ сможет, при желании, вместо возложения денег на спецсчет представить банковскую гарантию.
  12. С 1 июля 2019 года размер обеспечения исполнения контракта (по 44-ФЗ) будет уменьшается по мере исполнения победителем процедуры своих обязательств, пропорционально той части работ, которая принята и оплачена заказчиком.
  13. Наконец, 1 октября 2019 года планируется запуск государственной информационной системы (ГИС) «Независимый регистратор», предназначенной для повышения прозрачности торгов (по 44-ФЗ и 223-ФЗ) и защиты от мошенничества.

Комментарии закрыты