Контент

Разработка конкурсной и аукционной документации для Заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Тендерное сопровождение по всей России. Помощь участникам

+7 (495) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

Указания страны происхождения товара (СПТ) в первой части тендерной заявки (44-ФЗ и 223-ФЗ)

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

 

К стране происхождения товара (далее CПТ) относят страну, в которой товар был целиком произведен либо переработан в степени достаточной для соответствия критериям, установленным ее законодательством.

Требование об указании СПТ в первых частях заявок установлено в законодательном порядке. Что касается тендеров, проводимых в соответствии с законом 44-ФЗ, то с 01.01.2020 г. предоставление информации об СПТ является обязательным вне зависимости от наличия или отсутствия запретов и приоритетов. Закон 223-ФЗ не требует указания СПТ.

Участники делают это сами, если не хотят лишится преференций, предусмотренных ПП-925 (применяется ко всем тендерам, вне зависимости от того, в соответствии с каким из вышеуказанных законов они проводятся), а также приказом Минфина №126н. Как же ориентироваться участникам в случае, если избранный ими тендер проводится в соответствии с законом 223-ФЗ, а преференции в документации не предусмотрены?

А очень просто. По Положению о закупке и по тендерной документации заказчика. Если и в Положении о Закупке, и в тендерной документации такое требование есть, участникам необходимо указывать СПТ. Если же в одном из вышеуказанных документов оно есть, а в другом нет, её также целесообразно указывать.

Ведь непредсказуемый заказчик может отклонить заявку. В наиболее коварных случаях требование об указании СПТ указывается в Положении о Закупках, но не указывается в тендерной документации. Заказчик невольно или умышленно предлагает участникам тест на внимательность. И не все его выдерживают успешно.

Правда потом, при жалобе в ФАС, дело обычно заканчивается «cносом» процедуры?

Пример 1

В запросе котировок на поставку бронзовых прутков (223-ФЗ) участник не указал СПТ. Заказчик заявку отклонил. Последовала жалоба в ФАС. Заказчик объяснил отклонение тем, что в Положении о Закупках такое требование есть. Участник возразил, что этого требования нет в документации, которая не может противоречить Положению о Закупках. Комиссия ФАС, признав жалобу обоснованной, обязала заказчика привести документацию в соответствие Положению о Закупках и повторить размещение процедуры.

Пример 2

В аукционе на поставку холодильников (44-ФЗ) участник не указал СПТ, в только товарный знак. Заказчик заявку отклонил. ФАС, куда обратился с жалобой участник, сочла жалобу необоснованной, поскольку товарный знак и СПТ – понятия не тождественные. Ведь холодильники могут выпускаться в разных странах под одним и тем же товарным знаком.

А где именно указывать СПТ? В самой рекомендованной форме 2? В карточке заявки на странице ЭТП? Или и там, и там? В частности, закон 44-ФЗ не дает на этот вопрос однозначного ответа. В нем указано: «в первой части заявки». По логике вещей СПТ вполне достаточно указать на странице заявки ЭТП.

Другое дело, если товарных позиций много, а страны происхождения – разные. На странице заявки ЭТП можно указать как одну, так и несколько стран происхождения, да только заказчику будет непонятно из какой именно страны происходит тот или иной товар. Он может отклонить заявку за неконкретность данных об СПТ. Чтобы не давать заказчику повода для отклонения заявки, автор советует указывать страну происхождения товара и в рекомендованной форме 2, и на странице ЭТП. Сам он всегда поступает именно так.

Рассмотрим теперь повнимательнее последствия неправильного указания СПТ. Так, если за неуказание СПТ, участнику грозит лишь отклонение заявки по первой части и ничего больше, то в случае с неправильным ее указанием, последствия могут быть гораздо худшими. И еще полбеды если участник укажет что страной происхождения товара является одно государство (кроме России и стран ЕАЭС), а на самом деле его выпускает другое.

В законодательстве в явном виде замена зарубежной страны происхождения на зарубежную не запрещена, но и не разрешена. Тут будет действовать общее правило: товар, произведенный в стране «А» победителю тендера придется менять на товар, произведенный в стране «Б» с улучшенными характеристиками. Участник при этом понесет определенные убытки, но избежит РНП.

А если участник по ошибке укажет, что товар произведен в России. А когда выиграет тендер и приступит к закупке товара выяснится, что в России он не производится. Тогда у него выбор невеселый. Хорошо еще если заказчику достоверно известно, что товар в России не производится и он отклонит заявку (ни одни участник в здравом уме не станет в такой ситуации обжаловать отклонение). А если заказчик не обратит на эту ошибку внимания, а допущенный участник, перепутавший страны происхождения, выиграет тендер? Рассмотрим несколько вариантов.

Участник обнаружил ошибку до заключения контракта. Он может не заключать контракт, а написать самому на себя жалобу в ФАС. Хорошо, если комиссия ФАС отнесется снисходительно и заставит заказчика провести повторное рассмотрение заявок и отклонить проблемную. Но скорее всего ФАС перейдёт к репрессиям против участника, заподозрив его в неудавшейся попытке мошенничества или неготовности к участию в торгах (отсутствии квалифицированного специалиста в организации участника). И он вполне может угодить в РНП.

Участник-победитель сделает вил, что ничего не произошло и заключит контракт с заказчиком. Теперь ему надо поставить товар в сопроводительной документации на который указана страна происхождения. В нашем случае это Россия (или страна ЕАЭС). А товар (туалетное мыло), произведен, например, в Италии. И все надписи на упаковке сделаны на английском языке. И в сертификате (если он требуется в законодательном порядке) тоже указано, что товар произведен не членом ЕАЭС. Придется победителю тендера идти на подлог.

Закупить товар в той стране, где он произведен, обратиться в мастерскую, где будет разработаны макеты упаковки. Товар придется переупаковать в российскую упаковку, после чего заварить ее заводским способом. А также подготовить комплект липовых сопроводительных документов. Все это чревато не только материальными расходами (особенно если партия товара достаточно большая), но и серьезной ответственностью. Поэтому автор призывает участников быть крайне внимательными и не путать страны происхождения, поскольку такие ошибки, даже допущенные неумышленно, ФАС, а также надзорные органы (прокуратура) всегда могут расценить как мошенничество.

Особенно если заказчиком были установлены преференции, например, прописан в Извещении Приказ Минфина 126н, а участнику победа досталась именно благодаря тому, что все участники указали зарубежные страны происхождения товара, где он действительно производится, а победитель (ошибившись случайно либо умышленно) указал, что товар произведен в России (или иной стране ЕАЭС). Тут участник едва ли сможет доказать, что он случайно перепутал страны происхождения. Хороших вариантов нет при подобных ошибках, есть плохие и очень плохие.

В документации на проведение тендеров, проводимых в соответствии с законом 223-ФЗ может быть приведено требование об указании не только СПТ, но и его производителя. Если в Положении о Закупке заказчика такое требование тоже имеется, автор рекомендует производителей указывать. Ведь закон 223-ФЗ не ограничивает фантазию заказчиков. Если нет, его можно смело игнорировать.

А что делать, если товар произведен территориальным образованием, являющимся частью (особым районом) страны? Автор рекомендует указывать в качестве СПТ суверенные страны, а не их отдельные экономические районы или непризнанные страны, которых нет в международном классификаторе стран.

Пример 3

В аукционной заявке на поставку бензопил (44-ФЗ) участник указал в качестве СПТ Тайвань. Заказчик отклонил заявку. Участник подал жалобу. Комиссия ФАС подтвердила правоту заказчика: Тайвань – непризнанное государство (особый район Китая), поэтому не может являться СПТ.

Ни в коем случае не следует указывать в качестве СПТ страны, против которых Россия ввела ответные санкции (США, Канада, страны ЕС, Украина). Такую заявку заказчик обязан будет отклонить (если закупаемый им товар попадает в санкционный перечень). А если он не обратит внимания, что ввоз товаров из данной страны воспрещен и участник победит, то потом ему придется обращаться к поставщикам другой страны. И поставить товар с улучшенными характеристиками, невзирая на снижение прибыли.

Пример 4.

В аукционной заявке на поставку льна (44-ФЗ) участник указал в качестве СПТ Украину. Заказчик отклонил заявку, указав в протоколе, что импорт льна из Украины в Россию воспрещен. Участник не стал оспаривать отклонение, поняв, что делать это бесполезно,

Напоследок рассмотрим еще ситуацию, когда части товара, например, автомобиля, изготавливаются в одной стране, а собирается он в другой. В случае совместного производства товара двумя или несколькими странами вполне уместно указать их в качестве стран происхождения. Это не будет ошибкой и не помешает победителю тендера успешно поставить товар и закрыть контракт. Если конечно, в тендерной документации не прописаны запреты и ограничения. Автор имеет в виду, в частности, коды эффективности, предусмотренные ПП-719. Но их рассмотрение выходит за рамки данной статьи.

Итак, участники, будьте внимательны. Прежде чем принять решение об участии в том или ином тендере, уточняйте у продавца не только актуальную цену, наличие и срок поставки товара, но и страну (страны) его происхождения.

Комментарии закрыты