Контент

Разработка конкурсной и аукционной документации для Заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Тендерное сопровождение по всей России. Помощь участникам

+7 (495) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

ИЗМЕНЕНИЯ В 44-ФЗ.

НОВОСТИ ГОСЗАКУПОК. ИЗМЕНЕНИЯ В 44-ФЗ.

 

 Законодательство в сфере закупок непрерывно совершенствуется. Другое дело, что оно изменяется не всегда в лучшую сторону. Но законы, как говорится, не обсуждают – их выполняют.

 

Ниже приведены наиболее существенные изменения в 44-ФЗ, вступившие в силу по состоянию на октябрь 2019 г.

 - Минфин получил право разработки новых шаблонов контрактов. Но он может делать это только в том случае, если отсутствуют типовые контракты, разработанные профильными органами.

- С десяти до пяти рабочих дней уменьшен срок обжалования результатов рассмотрения заявок.

Так что теперь участникам, желающим оспорить отклонение заявки, не мешало бы действовать расторопнее.

- Законом установлено обязательное требование о включении операторами аккредитованных участников закупки в реестр. Законом отведено на ввод аккредитованной организации в реестр пять рабочих дней, но на практике этот процесс, как правило, отнимает не более 1-3 дней. Конечно, это облегчает аккредитацию, так как теперь не требуется её проводить отдельно на каждой ЭТП. Но сам процесс существенно усложнился, и многие участники обращаются по поводу аккредитации в тендерные агентства или к фрилансерам. В противном случае дело может затянуться. Старая же аккредитация действует до 31 декабря сего года.

- Введено понятие единичных расценок.

Заказчикам придётся их обосновывать. Что же касается участников, то для них в общем-то ничего не меняется. Если, например, единичные расценки за товар «А» у участника немного выше, чем требуется заказчику, а за товар «Б» – намного ниже, то ему достаточно скорректировать цену своего предложения, чтобы заявку не отклонили, в финансовом же плане он ничего не теряет.

- При НМЦК ниже 1 миллиона руб заказчик может установить требование об обеспечении заявки. Но, как показывает практика закупок заказчики нечасто пользуются этим правом. На количестве участников наличие или отсутствие копеечного обеспечения заявки отражается мало. А вот если НМЦК выше 1 миллиона руб, заказчик уже обязан установить такое требование.

- Заказчик теперь может предусмотреть отдельное обеспечение гарантийных обязательств.

Его победитель вносит в денежной форме или предоставляет отдельную банковскую гарантию (БГ). Здесь участникам надо быть внимательными, ведь срок гарантийных обязательств может достигать нескольких лет. Соответственно, стоимость гарантийной БГ им следует учитывать при аукционном снижении. Если же они предпочтут внести это обеспечение деньгами, то сумма, какая бы она ни была, будет заморожена на длительный срок.

- Минимальный срок размещения извещения в ЕИС до даты окончания срока подачи заявок установлен равным семи дням.

Такое ускорение, конечно, не радует участников, ведь им надо успеть просчитать аукцион, положить на спецсчет обеспечение, если оно требуется, подготовить комплект документации для подачи заявки и на все про все отводится всего 7 дней. А ведь бывают такие формы 2, которые отнимают при тщательной подготовке времени больше. При спешке снижается вероятность допуска заявки.

- Предельная НМЦК для строительных аукционов составляет 2 миллиарда рублей, остальных – 300 миллионов рублей.

- Срок рассмотрения заявок сокращён до 3-х рабочих дней.

- Если на запрос предложений не подано ни одной заявки, заказчик сможет осуществить закупку у единственного поставщика, предварительно согласовав ее с ФАСом.

- Отменено требование в предоставлении сведений о количественных и качественных характеристиках товаров в целях упрощения закупок в ряде строительных сфер при условии включения заказчиком в описание объекта закупки проектной документации. Это, безусловно усилит конкуренцию при закупках соответствующих работ, поскольку процент отклонения заявок из-за ошибок участников при заполнении форм 2 строительной тематики традиционно был самым высоким. Поубавилось работы у тендерных агентств и фрилансеров.

- Существенно шире стал перечень случаев, допускающих изменение существенных условий контрактов.

Да и размах допустимых изменений цены и сроков контракта увеличился с 10% до 30%.

- Отсчёт размера обеспечения, вносимого субъектами малого предпринимательства, а также некоммерческими организации ведется не от НМЦК, а от цены контракта (цены единичных расценок, по которой заключается контракт).

Сказанное выше касается и случая применения мер против демпинга. Теперь даже снизившись на 50%, победитель-льготник должен будет внести обеспечение не в полтора раза большее, указанного в извещении, а в 0,75 раза меньшее. Однако в извещениях у некоторых консервативных заказчиков это изменение еще не отражено. Поэтому имеют место случаи, когда заказчики не принимают обеспечение в уменьшенном размере и даже пытаются объявить победителей уклонистами. ФАС, конечно, расставит точки над «и», но зачем лишняя нервотрепка? Поэтому, если в извещении о процедуре размер обеспечения контракта указан по старинке, победителю-льготнику целесообразно связаться с заказчиком и объяснить ему, что он не прав. Заказчику ничего не останется как согласится с законом.

- Победителю предоставляется возможность «откосить» от обеспечения исполнения контракта, предоставив заказчику (не по электронной почте, конечно, а через интерфейс ЭТП) информацию, подтверждающую успешное закрытие трех контрактов.

Слишком старые контракты тут не годятся – все три должны быть исполнены в течение последних трех лет. Данное изменение, полезное для участников со стажем правда, не помогает новичкам, у которых исполненных контрактов еще нет.

-  Если у банка, выдавшего БГ, будет отозвана лицензия, участнику придётся предоставить новое обеспечение исполнения контракта в течение 1 месяца.

Но тут уж не угадаешь. Едва ли не с каждым банком такая беда теоретически может случиться. Всё же представляется целесообразным заказывать БГ у наиболее крупных банков. Правда, организациям, не имеющим исполненных контрактов, крупный банк, скорее всего откажет в выдаче БГ, а более мелкий, у которого клиентов меньше, и которому они, соответственно, очень нужны, может и выдать.

- Участник получил право самостоятельно выбирать способ внесения обеспечения заявки – деньги или БГ.

Это упростит доступ к процедурам небольшим фирмам и усилит конкуренцию при проведении достаточно крупных процедур, куда раньше не могли соваться мелкие фирмы. Что же касается процедур с малыми НМЦК вряд ли кто станет тратить время на получение БГ, деньги у самих найдутся.

- При закупках отдельных видов работ, некоторых видов закрытых закупок заказчик теперь может не разрешать субподряд.

В итоге, можно сказать что изменения в законе облегчили участие в процедурах как обычных организаций, так и льготных категорий (СМП, СОНКО) за счет уменьшения размеров обеспечения контракта, пропорционального снижению цены предложения, также позволили обеспечение заявки вносить в виде БГ.

Кроме того, карательные меры против демпинга также смягчены, что опять же позволит заинтересованным участникам бороться до конца, что только на руку заказчикам. Расширены возможности и для процедур с единственным участником. В целом изменения представляются позитивными.

 

Комментарии закрыты