Контент

Подготовка аукционной документации
Форма 2. Разработка для Заказчика. Заполнение для участника. Тендерное сопровождение по всей России.

+7 (495) 798 43 96

+7 (495) 755 40 30

+7 (903) 798 43 96

7554030@mail.ru

elena.safonova68

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ

Обзор изменений в законодательстве РФ о контрактной системе в начале 2019 года

В конце декабря 2018 г. – начале января 2019 г.  вступили в силу многочисленные изменения в законодательство Российской Федерации о контрактной системе.

В данный обзор входят исключительно изменения, которые вступили и (или) вступают в конце декабря 2018 года- январе 2019 года.

Для удобства читателей все изменения разбиты на соответствующие тематические блоки с указанием следующей информации:

— суть изменений;

— практические последствия изменений.

1-Й БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: ИЗМЕНЕНИЯ В ЧАСТИ КОНТРОЛЯ ЗАКУПОК

Суть изменений: Восстановлен «блокирующий» контроль в отношении заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд субъектов РФ и для муниципальных нужд.

Согласно части 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль за:

1) соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;

2) соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:

а) в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок;

б) в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;

в) в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

г) в реестре контрактов, заключенных заказчиками, условиям контрактов.

При этом с 01 января 2019 года возобновляется действие положений абзаца второго пункта 14, абзаца второго пункта 15 (в части неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок объектов контроля до устранения выявленных нарушений) Правил осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N 1367, в отношении заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения государственных нужд субъектов Российской Федерации (муниципальных нужд).

Это предусмотрено пунктом 3 постановления Правительства РФ от 20.03.2017 № 315 «О внесении изменений в Правила осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Практические последствия изменений:

Согласно данным официального сайта ЕИС – www.zakupki.gov.ru обновлённая 05.01.2019 г. версия ЕИС предусматривает восстановление такого «блокирующего» контроля при осуществлении закупок для нужд субъектов РФ и для муниципальных нужд.

При этом, по мнению автора обзора (Дон В.В.), никто не знает, как поведёт себя функционал ЕИС при восстановлении такого «блокирующего» контроля при осуществлении закупок для нужд субъектов РФ и для муниципальных нужд.

Напоминаем читателям, что первая попытка повсеместного внедрения такого «блокирующего» контроля в 2017 году привела к тому, что вся система закупок в рамках 44-ФЗ была фактически парализована в 1-м квартале 2017 года.

Данный грандиозный провал явился одной из причин передачи полномочий по регулированию контрактной системы из ведения Минэкономразвития России Минфину России.

С того момента, многие субъекты РФ и муниципальные образования ввели собственные региональные и муниципальные информационные системы, которые ТЕОРЕТИЧЕСКИ должны быть интегрированы с обновлённой версией ЕИС.

Однако, проводилась ли какая-то заблаговременная подготовка региональных и муниципальных информационных систем к предстоящим изменениям известно только Федеральному казначейству и разработчикам этого обновления ЕИС.

Скорее всего, специалистам по закупкам в рамках 44-ФЗ, осуществляющим закупки для нужд субъектов РФ (муниципальных нужд), снова предстоит участие в добровольно-принудительном «эксперименте» по тестированию неотработанного функционала ЕИС вместе с региональными и муниципальными информационными системами.

В связи с этим какие-либо объективные причины для оптимизма в отношении стабильности работы в ЕИС в 1-м квартале 2019 года отсутствуют.

2-Й БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: ИЗМЕНЕНИЯ В ЧАСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАКУПОК

1-е изменение: Формирование, утверждение и размещение планов закупок на 2019 финансовый год и на плановый период 2020-2021 гг. федеральными государственными бюджетными учреждениями и федеральными автономными учреждениями в случаях, установленных Законом № 44-ФЗ, будет осуществляться через систему «Электронный бюджет».

Суть изменений:

В соответствии с пунктом 6 Правил размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 № 1168,  размещение в ЕИС планов закупок федеральными заказчиками осуществляется посредством информационного взаимодействия ЕИС с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее – система «Электронный бюджет»).

При этом согласно письму Минфина России от 23.10.2018 г. № 21-02-04/75903 с 2019 года для заказчиков – федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений в случаях, установленных Законом № 44-ФЗ размещение планов закупок на 2019 финансовый год и на плановый период 2020-2021 г.  путём заполнения экранных форм в личном кабинете ЕИС будет прекращено.

Соответственно, с 2019 года все категории федеральных заказчиков формируют, утверждают и размещают планы закупок исключительно через систему «Электронный бюджет».

Практические последствия изменений:

Любому заказчику, являющемуся федеральным государственным учреждением, необходимо формировать, утверждать и размещать план закупок на 2019 финансовый год и на плановый период 2020-2021 гг. через систему «Электронный бюджет» (http://ebudget.minfin.ru/ ).

Полномочия по формированию, утверждению планов закупок в системе «Электронный бюджет» должны быть автоматически предоставлены участникам системы «Электронный бюджет», ранее уполномоченным на формирование и ведение планов финансово-хозяйственной деятельности.

При этом порядок формирования и размещения планов-графиков закупок осуществляется без изменений и выполняется в личном кабинете ЕИС.

По мнению автора (Дон В.В.), участвовавшего в обучающих вебинарах по работе в системе «Электронный бюджет» 19-21 ноября 2018 года, ответственные сотрудники оператора системы – Минфина России, проводившие обучение, сами не понимают, как именно этот модуль планирования системы «Электронный бюджет», функционирует.

Это обстоятельство не может не вызывать беспокойство за финансово-хозяйственную деятельность федеральных государственных бюджетных учреждений в части осуществления закупок в 2019 году.

2-е изменение: Установлены особенности планирования закупок в рамках государственного оборонного заказа в части, касающейся вооружения, военной и специальной техники

Суть изменений:

Федеральным законом от 27.12.2018 № 571-ФЗ с 08.01.2019 г.  статья 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» дополнена частью 6.1.

Согласно изменениям закупки по государственному оборонному заказу в части заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники не учитываются при формировании, утверждении и ведении планов закупок и планов-графиков закупок, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе.

Практические последствия:

Указанные закупки вооружения, военной и специальной техники не отображаются в планах закупок и планах-графиках закупок, а учитываются только при формировании и утверждении государственного оборонного заказа.

3-е изменение: В отношении планов закупок и планов-графиков закупок для нужд субъектов РФ и для муниципальных нужд с 01.01.2019 г. осуществляется «блокирующий» контроль, предусмотренный частью 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе

Суть и практические последствия изменений:

См. 1-й блок изменений.

3-Й БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: ИЗМЕНЕНИЯ В ЧАСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРОЦЕДУР ЗАКУПОК

1-е изменение: Установлена обязательность применения электронных процедур для большинства закупок.

Суть изменений:

Согласно части 43 статьи 112 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд с 1 января 2019 года определяют поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения электронных процедур:

  • аукциона в электронной форме;
  • конкурса в электронной форме;
  • запроса котировок в электронной форме;
  • запроса предложений в электронной форме.

При этом заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения не вправе проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме (в т.н. «бумажной» форме).

Исключения, когда после 01.01.2019 г. допускается осуществлять закупки «в бумажном виде», прямо перечислены в части 44 статьи 112 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе:

  • обеспечение деятельности заказчика на территории иностранного государства (ст. 75, 111.1);
  • оказание скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме (ст. 76);
  • оказание гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (ст.80, 82);
  • проведение закрытых закупок (ст. 84);
  • проведение закупок у единственного поставщика (ст. 93);
  • поведение закупок в соответствии с решением Правительства РФ (ст. 111).

Практические последствия изменений:

С 01.01.2019 г. в большинстве случаев невозможно проводить т.н. «бумажные» процедуры закупок.

При этом вопреки оптимистическим заявлениям авторов данной реформы какого-либо массового применения иных конкурентных способов электронных закупок, кроме электронного аукциона, по мнению автора (Дон В.В.), не предвидится по следующим объективным причинам:

- предлагаемые  в новой редакции Закона № 44-ФЗ о контрактной системе такие способы закупок, как конкурс в электронной форме и запрос котировок в электронной форме  являются  труднореализуемыми, так как излишне усложнены и удлинены в части порядка и сроков их проведения.

Это неизбежно приведёт к увеличению заказчиками использования такого способа закупки, как электронный аукцион, по сравнению с другими конкурентными способами закупок.

2-е изменение: Отменена обязанность по предоставлению обеспечения заявок для бюджетных и автономных учреждений, участвующих в процедурах в качестве участников закупки.

Суть изменений:

Федеральным законом от 27.12.2018 № 502-ФЗ с 27.12.2018 г. изложена в новой редакции часть 6 статьи 44 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Согласно изменениям любые государственные и муниципальные учреждения, в том числе бюджетные и автономные, а не только казённые, которые участвуют в процедурах закупок в качестве участников, с этой даты освобождаются от обязанности предоставлять обеспечение заявки.

Практические последствия изменения:

Это существенным образом облегчает участие бюджетных и автономных учреждений в процедурах закупок в качестве их участников.

При этом необходимо обратить внимание на 2 важных момента:

  1. Бюджетные и автономные учреждения не освобождены от необходимости предоставлять обеспечение исполнения контракта при его заключении. Речь идёт только об отмене обеспечения заявок для бюджетных и автономных учреждений, а не об отмене предоставления обеспечения исполнения контракта для них. Аналогичные изменения в пункт 1 части 8 статьи 96 Закона № 44-ФЗ в части распространения на бюджетные и автономные учреждения действующего для казённых учреждений освобождения от обязанности предоставлять обеспечение исполнение контракта, почему-то законодателем не внесены.

В результате возникла абсурдная с точки зрения здравого смысла ситуация: бюджетные и автономные учреждения обеспечение заявки не предоставляют для участия в закупке также как и казённые учреждения. Однако, в отличие от последних бюджетные и автономные учреждения почему-то обязаны предоставлять обеспечение исполнения контракта при его заключении.

  1. Указанная поправка не распространяется на государственные и муниципальные предприятия, участвующие в процедурах закупок. ГУПы и МУПы по прежнему обязаны предоставлять обеспечение заявки при участии в процедуре закупке.

3-е изменение: Уточнены положения Закона № 44-ФЗ о контрактной системе в части применения антидемпинговых мер

Суть изменений: Федеральным законом от 27.12.2018 № 502-ФЗ скорректирована редакция Закона № 44-ФЗ о контрактной системе (ч. 2 ст. 37, ч. 3 ст. 83.2) в части применения антидемпинговых мер:

- предусмотрено, что при срабатывании антидемпинговых мер в случае, предусмотренном частью 2 статьи 37 Закона № 44-ФЗ, победитель конкурса или аукциона одновременно с предоставлением информацией о добросовестности обязан предоставить и обеспечение исполнения контракта в размере, установленном закупочной документацией.

Практические последствия изменений:

Законодателем устранена коллизия закона, которая зачастую приводила к судебным спорам между заказчиками и участниками закупок в случае применения части 2 статьи 37 Закона № 44-ФЗ: часть участников закупок, правовую позицию которых поддерживали ряд арбитражных судов,  толковали эту норму закону, как не обязывающую предоставлять участника обеспечение исполнение контракта в случае предоставления им информации о своей добросовестности. Теперь в этом вопросе поставлена точка.

4 изменение: Предоставление преференций лекарственным препаратам, все стадии производства которых осуществлялись на территории государств – членов ЕАЭС

Суть изменений:

С 01.01.2019 года вступили в силу изменения в постановление Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Внесёнными изменениями установлено, что в случае если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 данного постановления, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов ЕАЭС, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.

То есть лекарственным препаратам, все стадии производства которых осуществляются на территории государств – членов ЕАЭС, с 01.01.2019 г. должны дополнительно предоставляться 15 % ценовые преференции, предусмотренные приказом Министерства финансов РФ от 04 июня 2018 г. № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

При этом согласно п. 1.4 приказа Минфина России от 04.06.2018 г.№ 126н условием предоставления ценовой преференции участнику закупки, предложившему лекарственные препараты, все стадии производства которых осуществляются на территории государств- членов ЕАЭС являются следующие:

1) предложенная участником цена ниже всех предложений лекарственных препаратов со всеми стадиями производства в ЕАЭС;

2) предложенная цена превышает цену лекарственного препарата с неполным производственным циклом в ЕАЭС не более чем на 25 %.

Подтверждением полного цикла производства лекарственного средства в ЕАЭС является декларация сведений о двух документах (см. п. 1(2) постановления Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. № 1289):

1) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики ЕАЭС, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. № 77, или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Приказом Минпромторга России от 14.06.2013 № 916;

2) сведений о документе, содержащем информацию о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории ЕАЭС (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Минпромторгом России.

Практические последствия изменений:

Указанные изменения законодательства необходимо учитывать при планировании и осуществлении с 01.01.2019 г. закупок лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

5-е изменение: Изменены правила закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков

Суть изменений:

Постановлениями Правительства РФ от 19 декабря 2018 г. № 1589 и от 19.12.2018 № 1590 существенно изменены правила закупок медицинских изделий, которые входят в перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств.

Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2018 г. № 1589 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 14 августа 2017 г. № 967, определяющее особенности отбора поставщиков медицинских изделий одноразового применения из поливинхлоридных пластиков.

С 01.01.2019 г. поставщиком может быть любое лицо, предложившее изделия организаций, которые осуществляют локализацию собственного производства в соответствии с установленными Правительством РФ показателями локализации на 2019-2024 гг.

Ранее поставщики указанной продукции определялись из числа организаций, реализующих в 2017 – 2024 годах комплексные проекты по расширению и (или) локализации производства медицинских изделий, и включенных в реестр поставщиков соответствующей продукции.

Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2018 г. № 1590 с 01.01.2019 г. внесены изменения в постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102, в котором установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением государств – членов ЕАЭС, для целей осуществления закупок.

С 01.01.2019 г. во многом сближен механизм (условия) отклонения заявок иностранных медизделий, включённых в перечни № 1 и № 2, утвержденные постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102. Так, с 2019 г. в отношении иностранных медизделий, предусмотренных перечнем № 2, утверждённым постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102, также действует механизм применения «третий лишний» со следующими особенностями.

Для целей закупок медицинских изделий, которые входят в перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для госзакупок, заказчик будет отклонять все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных изделий, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее двух заявок ,удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки или документации о закупке, которые одновременно:

- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены ЕАЭС;

- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);

- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 г. № 967;

- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".

Подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и перечень № 2, является сертификат СТ-1.

Подтверждением процентной доли стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции является выданный Торгово-промышленной палатой РФ  акт экспертизы, содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена ЕАЭС.

В случае если заказчик не отклонит заявку, содержащую предложение о поставке иностранных медизделий по перечню № 2, применяются условия допуска, определенные приказом Минфина России от 4 июня 2018 г. № 126н.

Кроме того, при исполнении контракта, при заключении которого были отклонены  заявки с предложений иностранных медизделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, замена медицинского изделия на медицинское изделие, страной происхождения которого не является государство - член ЕАЭСили процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которого больше указанной в приложении к постановлению Правительства РФ от 14 августа 2017 г. № 967 " на соответствующий год, и замена производителя медицинского изделия не допускаются.

Практические последствия изменений:

Указанные изменения законодательства необходимо учитывать при закупке медицинских изделий, включённых в печень № 1 и № 2, утверждённый постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102.

6-е изменение: В отношении извещений об осуществлении закупок, документаций о закупках для нужд субъектов РФ и для муниципальных нужд с 01.01.2019 г. осуществляется «блокирующий» контроль, предусмотренный частью 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, на предмет соответствия указанных извещений и документаций информации, содержащейся в планах-графиках.

Суть и практические последствия изменений:

См. 1-й блок изменений.

4-Й БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: ИЗМЕНЕНИЯ В ЧАСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА (ПОДРЯДЧИКА, ИСПОЛНИТЕЛЯ)

1-е изменение: С 01.01.2019 года в большинстве субъектов РФ (за исключением городов федерального значения) стало возможным заключение контракта на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) с региональными операторами по обращению с ТКО  на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Суть изменений:

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) до 01.01.2019 г. в большинстве субъектов РФ должен быть осуществлен переход на новую систему обращения с отходами, призванную принципиально изменить механизм обращения с твердыми коммунальными отходами

Так, каждый субъект РФ обязан разработать электронную территориальную схему обращения с отходами, утвердить региональную программу и нормативы накопления ТКО и на конкурсной основе отобрать регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, который будет отвечать за полный цикл обращения с ТКО.

Согласно ч. 1 ст. 24.6 Закона об отходах производства и потребления, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором.

В соответствии с ч. 1 ст. 24.7 Закона об отходах производства и потребления, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

При этом, согласно ч. 4 ст. 24.7 Закона об отходах производства и потребления,  собственники твердых коммунальных отходов ОБЯЗАНЫ заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Тарифы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО являются регулируемыми и устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

Таким образом, каждый заказчик, у которого образуются твердые коммунальные отходы, с 01.01.2019 г. обязан заключить договор на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором на основании ч. 4 ст. 24.7 Закона об отходах производства и потребления с учётом положений пункта 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Исключениями из этого общего правила являются субъекты Российской Федерации, относящиеся к городам федерального значения - Москва, Санкт-Петербург и Севастополь:

Согласно ч. 5 ст. 29.1 Закона об отходах производства и потребления до 1 января 2022 года города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь вправе не применять положения настоящего Федерального закона о сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации региональными операторами.

Практические последствия изменений:

В случае невыполнения заказчиком, у которого образуются твёрдые коммунальные отходы, своей обязанности по заключению договора на основании ч. 4 ст. 24.7 Закона об отходах производства и потребления, с учётом положений пункта 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, это может повлечь административную ответственность по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Для должностных лиц заказчика данное правонарушение может повлечь наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Соответственно, специалисту по закупкам при заключении такого договора с региональным оператором  в порядке, установленном пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, необходимо понимать, что в действующем законодательстве об отходах производства и потребления понимается под  термином «твёрдые коммунальные отходы», которые образуются у заказчиков, являющихся юридическими лицами.

В соответствии со статьёй 1 Закона об отходах производства и потребления твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (далее – ФККО), утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» к ТКО относятся отходы типа отходов "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве или при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0).

Таким образом, если у заказчика в процессе деятельности образуются отходы типа по ФККО "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве или при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0), то есть любая позиция отходов из этого типа (например,  отходы с кодом ФККО 7 33 100 00 00 0 – «Мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций»), то ему необходимо заключить договор на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

2-е изменение: Перечень оснований закупки у единственного поставщика  (подрядчика, исполнителя), предусмотренный частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, дополнен пунктом 55, предусматривающим закупку без проведения конкурентных процедур бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского  гражданского состояния, документов, которые удостоверяют личность

Суть изменений:

Федеральным законом от 27.12.2018 № 502-ФЗ часть 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ дополнена с 27.12.2018 г. пунктом 55 следующего содержания:

  1. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:

55) заключение контракта на оказание услуг по изготовлению бланков документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации, удостоверяющих личность иностранного гражданина или лица без гражданства, выдаваемых в Российской Федерации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, бланков временных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации и дающих ему право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию, а также бланков документов для въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Практические последствия изменений:

При осуществлении закупки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, документов, удостоверяющих личность, на основании п. 55 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44, составление отчёта о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также обоснование цены контракта не являются обязательными (см. ч. 3 и 4  статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе).

Однако, требуется регистрация такого контракта в реестре контрактов, заключённых заказчиками.

5-Й БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: ИЗМЕНЕНИЯ В ЧАСТИ РЕГИСТРАЦИИ УЧАСТНИКОВ ЗАКУПКИ В ЕИС И АККРЕДИТАЦИИ НА ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛОЩАДКАХ

1-е изменение: Регистрация участников закупок в ЕИС. Формирование Единого реестра участников закупки (ЕРУЗ)

Суть изменений:

С 01.01.2019 года вступила в силу ст. 24.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, которая предусматривает обязательную регистрацию всех участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). В ЕИС будет создаётся Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ), который формируется автоматически на основании данных участников, прошедших регистрацию. Ведение ЕРУЗ осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации – Федеральным казначейством (постановление Правительства РФ от 13.04.2017 № 442).

Регистрация участника закупки в ЕИС осуществляется сроком на три года. При этом участник закупки не вправе подавать заявки на участие в электронных процедурах за три месяца до даты окончания срока своей регистрации в ЕИС.

Не допускается регистрация офшорных компаний в ЕИС в качестве участников закупок.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 № 1752 утверждены Правила регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и ведения единого реестра участников закупок.

Согласно пункту 4 указанных Правил регистрация в ЕРУЗ осуществляется уполномоченным лицом самостоятельно с применением усиленной квалифицированной электронной подпсии посредством осуществления следующих действий:

1) первоначального прохождения регистрации, идентификации и аутентификации в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Т.е. через портал государственных услуг РФ;

2)  последующего формирования информации и документов, предусмотренных пунктами 5 и 6 указанных Правил, для их размещения в ЕРУЗ. Т.е. через функционал личного кабинета участника закупки в ЕИС.

Участник закупки считается зарегистрированным в единой информационной системе с 00.00 часов по московскому времени дня, следующего за днем осуществления указанных действий.

К формируемой в ЕРУЗ информации и документам для участников закупок- российских юридических лиц (см. п. 5 Правил, утверждённых постановлением от 30.12.2018 № 1752), относятся:

  • полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица;
  • наименование и цифровой код страны регистрации в соответствии с ОКСМ;
  • ИНН юридического лица;
  • код причины постановки на учет юридического лица и дата постановки на учет в налоговом органе;
  • ОГРН юридического лица;
  • адрес юридического лица;
  • код (коды) вида экономической деятельности юридического лица по ОКВЭД;
  • код причины постановки на учет обособленного подразделения юридического;
  • наименование обособленного подразделения;
  • адрес (место нахождения) обособленного подразделения;
  • принадлежность к субъекту малого или среднего предпринимательства с указанием соответствующей категории (при наличии);
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и его ИНН (при наличии);
  • сайт юридического лица в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии);
  • контактная информация юридического лица - адрес электронной почты и номер контактного телефона;
  • паспортные данные лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • копии учредительных документов юридического лица;
  • решение (копия решения) о согласии на совершение крупных сделок или о последующем одобрении крупных сделок по результатам электронных процедур от имени участника закупки - юридического лица;
  • выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица.

Участники закупок – российские физические лица,  в том числе индивидуальные предприниматели, предоставляют в ЕРУЗ следующую информацию и документы (см. п. 6 Правил, утверждённых постановлением от 30.12.2018 № 1752):

  • фамилия, имя и отчество (при наличии);
  • ИНН физического лица;
  • адрес места жительства;
  • почтовый адрес;
  • адрес электронной почты;
  • номер контактного телефона;
  • паспортные данные или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • ОГРН индивидуального предпринимателя - для физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем;
  • дата регистрации в качестве индивидуального предпринимателя - для физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, и дата постановки на учет в налоговом органе;
  • принадлежность к субъекту малого или среднего предпринимательства с указанием соответствующей категории - для физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем (при наличии);
  • копия документа, удостоверяющего личность участника закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации, - для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
  • выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.

Формирование указанных документов и их проверка осуществляются автоматически на основании сведений из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), а также Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Практические последствия изменений:

Данные изменения законодательства РФ влекут следующие важнейшие практические последствия:

Последствие № 1:  у нескольких миллионов участников закупки появятся личные кабинеты в ЕИС наряду с личными кабинетами заказчиков.

C учётом крайне негативного опыта эксплуатации ЕИС с 01.01.2016 г. в режиме использования только заказчиками это неизбежно вызовет нестабильную работу ЕИС на протяжении всего 2019 года.

При этом согласно имеющейся информации Минфин России и Федеральное казначейство после запуска функционала личных кабинетов участников закупок в ЕИС планируют реализовать в 2019 году норму подп. г.) п. 2 ч. 5 ст. 99 Закона о контрактной системе.

Напоминаем читателям, что данная норма обязывает Федеральное казначейство,  финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществлять контроль соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты.

Предполагается, что такой контроль будет осуществляться с использованием функционала личных кабинетов участников закупок и личных кабинетов заказчиков, интегрированных с электронными площадками.

При этом заказчики смогут подписывать контракты по результатам электронных процедур закупок только после прохождения такого контроля.

В отличие от существующего сейчас механизма направления проектов контрактов и их подписания заказчиками непосредственно на электронных торговых площадках, в ЕИС начнут применяться нормы ч. 1, 2, 5, 7,8 ст. 83.2 Закона о контрактной системе:

- данные нормы обязывают заказчика размещать в ЕИС и на электронной площадке с использованием единой ЕИС проект контракта при направлении его участником, а также контракт, подписанный заказчиком.

То есть работа с контрактами, в том числе на стадии их заключения, будет осуществляться заказчиками непосредственно в ЕИС.

Как поведёт себя функционал ЕИС в условиях многократно увеличившейся, в связи с этим нагрузкой, известно только Минфину России, Федеральному казначейству и разработчикам обновлённого функционала ЕИС.

Также неизвестно тестировалась ли обновлённая версия ЕИС на предмет взаимодействия с иными государственными информационными системами, а также с региональными и муниципальными информационными системами.

Последствие № 2:  с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок обязаны пройти регистрацию в ЕИС

При этом в случае, если механизм осуществления контроля за проектами контрактов, направляемыми участникам, будет реализован в ЕИС с использованием личных кабинетов участников закупок, то, возможно, участникам придётся в «добровольно-принудительном» порядке ускоренно пройти такую регистрацию в ЕРУЗ для заключения контрактов.

2-е изменение: Изменение порядка аккредитации на электронных площадках

Суть изменений:

С 1 января 2019 года утратила силу статья 61 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, предусматривающая аккредитацию участников на электронных площадках. Вводится новый порядок аккредитации, согласно которому участник закупки, зарегистрировавшийся в ЕИС (внесённый в ЕРУЗ), автоматически в течение 1 рабочего дня с момента завершения регистрации в ЕИС аккредитуется на электронных площадках их операторами. При аккредитации операторы электронных площадок не вправе требовать от участника закупки какие-либо документы и (или) информацию.

При этом до 01.01.2020 г. участники закупок, ранее аккредитованные на электронных площадках, но не зарегистрированные в ЕИС, вправе участвовать в электронных закупках, если они проводятся на электронных площадках, на которых они аккредитованы.

Практические последствия изменений:

Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р перечень операторов электронных площадок, предусмотренный частью 3 статьи 24.1 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе и состоящий из 8-ми операторов:

  1. Акционерное общество "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан"
  2. Акционерное общество "Единая электронная торговая площадка"
  3. Акционерное общество "Российский аукционный дом"
  4. Акционерное общество "ТЭК - Торг"
  5. Акционерное общество "Электронные торговые системы"
  6. Закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов"
  7. Общество с ограниченной ответственностью "РТС - тендер"
  8. Общество с ограниченной ответственностью "Электронная торговая площадка ГПБ"

Указанные операторы электронных торговых площадок начали функционировать с 01.10.2018 г.

При этом многие участники закупок в период с 01.10.2018 г. по 31.12.2018г г. не прошли аккредитацию на новых электронных площадках.

Соответственно, для участия в электронных процедурах, на площадках на которых участники закупки не прошли аккредитацию до 01.01.2019 г, после этой даты необходимо обязательно зарегистрироваться в ЕИС.

6-Й БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: ИЗМЕНЕНИЯ В ЧАСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТОВ

1-е изменение: Устранена ошибка (опечатка) в законе части обязательности проведения внешней экспертизы исполнения контрактов, заключённых по результатам несостоявшихся электронных процедур закупок.

Суть изменений:

Федеральным законом № 502-ФЗ от 27 декабря 2018 г. с 27.12.2018 г. изменена редакция пункта 1 части 4 статьи 94 Закона № 44-ФЗ о контрактной в части дополнения случаев, когда не требуется проведение т.н. «внешней» экспертизы (привлечение сторонних экспертных организаций, экспертов) поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по контрактам, заключенным по результатам несостоявшихся электронных процедур.

С указанной даты (27.12.2018 г.) в перечень исключений входят закупки по пунктам 25.1 – 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Практические последствия изменений:

Данные действия законодателя направлены на устранение ошибки, допущенной при разработке и вводе с 01.07.2018 г. новой редакции Закона № 44-ФЗ о контрактной системе:

- в перечень исключений из случаев обязательного проведения «внешней» экспертизы случайно забыли добавить закупки по пунктам 25.1-25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Между, согласно части 8 статьи 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях  несоблюдение требований законодательства РФ о контрактной системе о проведении экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги или отдельных этапов исполнения контракта в случае, если в соответствии с  законодательством к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

В результате этой ошибки (банальной опечатки) ответственных сотрудников Минфина России подавляющее большинство заказчиков в стране в период с 01.07.2018 г. по 26.12.2018 г. оказались в роли лиц, совершивших это административное правонарушение, поскольку денежные средства на привлечение таких сторонних экспертов, экспертных организаций в 2018 финансовом году не были предусмотрены.

При этом наличие данной проблемы (ошибки) Минфином России не отрицалось и ожидалось, что внесённые поправки (включение в перечень исключений закупок по несостоявшимся электронных процедурам закупок) будут распространяться на правоотношения сторон до подписания указанного закона – с 01.07.2018 г.

Однако, к сожалению, этого не произошло: принятый Федеральным законом № 502-ФЗ от 27 декабря 2018 г., которым устранена ошибка в пункте 1 части 4 статьи 94 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, в этой части действует с 27.12.2018 г.

Таким образом, должностные лица заказчиков, не проводивших «внешнюю» экспертизу при исполнении в период с 01.07.2018 г. по 26.12.2018 г. контрактов, заключённых по результатам несостоявшихся электронных процедур закупок, могут быть привлечён к административной ответственности по части 8 статьи 7.32 КоАП ПФ.

2-е изменение: Установлены единые требования к оформлению внешних экспертиз, проводимых сторонними экспертами, экспертными организациями, а также введена административная и уголовная ответственность за нарушения при их проведении

Суть изменений:

Федеральным законом от 27.12.2018 № 512-ФЗ с 07.01.2019 г. часть 7 статьи 41 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе изложена в новой редакции.

Согласно указанным изменениям результаты экспертизы, проводимой экспертом или экспертной организацией в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.

Также установлено, что за предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, за ненаправление экспертом, экспертной организацией письменного уведомления заказчику  поставщику о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы) эксперт, экспертная организация, также её должностные лица (представители) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом Федеральным законом от 27.12.2018 № 510-ФЗ в Кодекс РФ об административных правонарушениях с 07.01.2019 г.  введён специальный состав, предусмотренный ст. 7.32.6:

Статья 7.32.6. Заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Дача экспертом, экспертной организацией, уполномоченным представителем экспертной организации заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие данное административное правонарушение, несут административную ответственность как должностные лица (см. примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

Кроме того, с 08.01.2019 г. введена и уголовная ответственность за дачу экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд – статья 200.6 Уголовного кодекса РФ.

Дача экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является уголовно наказуемым деянием, если оно повлекло любое из 3-х следующих последствий:

  1. Причинение крупного ущерба.
  2. По неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека.
  3. По неосторожности смерть двух и более лиц,

ПРАВКА РЕДАКЦИИ:

Как  было верно отмечено читателями материала, понятие "крупный ущерб" в настоящее время регламентируются примечанием к статье 170.2 Уголовного кодекса РФ, согласно которому крупным ущербом признаётся ущерб в сумме, превышающей 2 250 000 рублей.  Поэтому  никаких препятствий для возбуждения уголовных дел по ст. 200.6 Уголовного кодекса РФ при причинении крупного ущерба заведомо ложным  экспертным заключением в настоящее время не имеется.

Расследование уголовных дел по этим составам преступлений отнесено законом к подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации.

Практические последствия изменений:

Специалистам по закупкам в 2019 году будет гораздо труднее найти сторонних экспертов, экспертные организации, готовые оказать данные услуги по проведению внешней экспертизы, поскольку теперь их проведение может привести к административной и уголовной ответственности экспертов, представителей экспертных организаций.

3-е изменение:  Начали в полном объёме действовать нормы части 6 и 7 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, которые предусматривают обязательное применение в контрактах на выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, графиков оплаты выполненных работ и графиков выполнения строительно-монтажных работ по методике, утверждённой Минстроем России.

Суть изменений:

С 01.01.2019 г. вступил в силу Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 июня 2018 г. N 336/пр (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 октября 2018 г. Регистрационный №52499).

Этим приказом Минстроя России утверждена обязательная Методика составления в рамках Закона № 44-ФЗ о контрактной системе графика строительно-монтажных работ и графика оплаты работ по контракту на строительство, реконструкцию объектов капительного строительства.

Согласно п. 1.4 Методике проекты графика выполнения работ и графика оплаты выполненных работ составляются заказчиком одновременно с проектом контракта, являются его приложением и размещаются заказчиком в ЕИЧ вместе с документацией об осуществлении закупки, извещением о закупке.

График выполнения работ и график оплаты выполненных работ должны составляться в табличной форме, состоящей из взаимосвязанных граф, строк и колонок, требования к содержанию которых установлены в Методике.

Изменение графика выполнения работ и графика оплаты выполненных работ, являющихся обязательным приложением к проекту контракта, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных контрактом с учетом требований Закона № 44-ФЗ о контрактной системе

Практические последствия изменений:

Для заказчиков, осуществляющих с 01.01.2019 г. строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, вступление в силу Методики влечёт существенное усложнение закупок на строительство (реконструкцию) по следующим объективным причинам:

  1. Необходимость подготовки до размещения закупочной документации в составе проекта контракта графиков строительно-монтажных работ и графиков оплаты, подготовленных по Методике, неизбежно повлечёт удлинение сроков подготовки и проведение закупок на строительство (реконструкцию), так как Методика обязывает заказчика осуществлять привязку этих документов к проектной и рабочей документации, а также  содержит  много избыточных требований к их содержанию.

По мнению автора (Дон В.В.), составители данной Методики имеют исключительно теоретические представление о реальной реализации бюджетных инвестиций в области строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.  Методика напоминает автору страницу из плохо написанного учебного пособия и вообще не имеет отношения к сложившейся практике строительства объектов капитального строительства за счёт бюджетных инвестиций.

Результат внедрения данной методики – удлинение срока подготовки закупочной документации на 1-3 месяца.

  1. Внедрение данной Методики практически неизбежно повлечёт совершение должностными лицами заказчиков при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.32.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Напоминаем читателям, что согласно требованиям части 6 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе оплата выполненных по контракту работ по строительству, реконструкци осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.

При этом статья 7.32.5 КоАП РФ предусматривает, что нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты работ, предусмотренных контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

То есть любое нарушение графика оплаты работ, составленного по Методике, может повлечь для заказчика, осуществляющего строительство (реконструкцию), наложение административного штрафа в указанном размере.

4-е изменение: До 01 октября 2019 г. заказчикам разрешено изменение цены контракта в связи с увеличением ставки НДС отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 1 января 2019 года

Суть изменений:

Федеральным законом от 03.08.18 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сбора» с 01.01.2019 г. для большинства товаров, работ, услуг ставка НДС увеличена с 18 % до 20 %.

В связи с этим возникла ситуация, грозящая возникновением массовых судебных споров между заказчиками и поставщиками (подрядчиками, исполнителями), по так называемым «переходящим» контрактам, то есть контрактам, заключённым до 01.01.2019 г., но исполняемым в 2019 году со ставкой НДС – 18 %, указанной в контрактах.

В целях разрешения данной проблемы Федеральным законом от 27.12.2018 № 502-ФЗ статья 112 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе была дополнена с 27.12.2018 г. частью 54.

Указанная специальная норма (ч. 54 ст. 112 ФЗ-44) предоставляет ЛЮБОМУ заказчику право увеличить цену контракта в связи с повышением ставки НДС, предусмотренной налоговым законодательством РФ, при соблюдении следующих условий:

Условие № 1. Такое увеличение осуществляется на основании соглашения сторон. То есть ЭТО ПРАВО, а НЕ ОБЯЗАННОСТЬ ЗАКАЗЧИКА.

Условие № 2. Увеличение цены контракта в связи с повышением ставки НДС в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 1 января 2019 года.

Условие № 3. Заключение такого соглашения об увеличении цены контракта в связи с повышением ставки НДС допускается в рамках исполнения контракта до 01 октября 2019 года.

Условие № 4. Для государственных или муниципальных заказчиков, являющихся получателями бюджетных средств, изменение цены контракта может быть осуществлено только в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством РФ лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) на срок исполнения контракта.

Практические последствия:

Данная специальная норма (ч. 54 ст. 112 ФЗ-44) является очень полезной с практической точки зрения с учётом происшедшего повышения ставки НДС.

5-е изменение: Изменены условия авансирования контрактов федеральными заказчиками

Суть изменений:

С 1 января 2019 года заказчики федерального уровня обязаны включать в условия контрактов, предусматривающих аванс, порядок расчета последующих платежей.

Это связано с тем, что начала действовать новая редакция абз. 1 подп. "а" п. 18 Положения мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утверждённого постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2017 г. № 1496.

В частности, в соответствии с изменениями заказчики федерального уровня, являющиеся получателями средств федерального бюджета, вправе предусматривать в контрактах последующие платежи в размере, не превышающем разницу между:

- стоимостью фактически исполненного по контракту и общей суммой ранее выплаченного аванса (если контрактом не предусмотрены этапы);

- суммой, рассчитанной как произведение размера аванса в процентном выражении и стоимости фактически исполненного по контракту (если контракт содержит этапы, сроки выполнения которых полностью или частично совпадают).

При этом предельные размеры авансовых платежей установлены в том же п. 18 Положения мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утверждённого постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2017 г. № 1496.

Практические последствия:

Указанные изменения бюджетного законодательства РФ необходимо учитывать получателям средств федерального бюджета при подготовке и заключении государственных контрактов.

7-Й БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: ПРОЧИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ, ВСТУПАЮЩИЕ В СИЛУ В НАЧАЛЕ 2019 ГОДА

Среди прочих изменений законодательства РФ, вступающих в силу в начале 2019 года, следует отметить следующие:

1-е изменение:

С 01.01.2019 г. действует новая редакция пункта 3 части 1.1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, которая предусматривает учёт несостоявшихся электронных конкурентных процедур закупок (п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44), при определении соблюдения совокупного годового объёма закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

2-е изменение:

С 01.01.2019 г.  вступил в силу абзац шестой подпункта "а" пункта 11 Дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. № 325.

Данное изменение предусматривает, что используемые заказчиками абонентские устройства радиоподвижной связи должны находиться под управлением мобильной операционной системы, сведения о которой включены в единый реестр российского программного обеспечения и которая сертифицирована в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о защите информации.

То есть, в переводе на русский язык: если заказчик собирается в 2019 годуприобрести служебный мобильный телефон под управлением самых распространённых иностранных мобильных операционных систем Android, iOS, то такой заказчик должен с 01.01.2019 г. подготовить письменное обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236

3-е изменение:

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.2018 № 1755 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2017 г. № 443»  до 1 января 2020 г. формирование и направление заказчиком сведений, подлежащих включению в реестр контрактов, и направление уполномоченным органом заказчику сведений и протоколов осуществляются в порядке, установленном уполномоченными органами в соответствии с требованиями законодательства РФ о защите государственной тайны

4-е изменение:

Приказом Министерства экономического развития РФ от 9 июня 2016 г. № 362  с 01.01.2019 г. внесены изменения в пункт 6 Требований энергетической эффективности товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 4 июня 2010 г. № 229.

Согласно изменениям доля осветительных приборов, отличных от светодиодов, при размещении государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных заказов на поставки осветительных приборов для зданий, магистральных дорог, магистральных улиц общегородского значения не должна превышать в 2019 г. - 50 процентов от общего объема таких заказов (в натуральном выражении)

5-е изменение:

Постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2018 г. № 113 с 01.01.2019 г. скорректированы Правила осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, утвержденные постановлением Правительства РФ от 9 января 2014 г. № 13, в том числе:

- предусмотрено заключение госконтрактов не только для строительства (приобретения объектов), но и в целях выполнения проектно-изыскательских работ;

- установлено содержание соглашений о передаче полномочий при осуществлении бюджетных инвестиций о предоставлении субсидии в целях осуществления капитальных вложений.

6-е изменение:

С 01.01.2019 г. вступил в силу подпункт "в" пункта 3 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, утверждённого приказом Минздрава России от 27 октября 2018 г. № 871н.

Данная норма предусматривает использование при расчёте цены единицы планируемого к закупке лекарственного препарата также и референтной цены, которая формируется автоматически в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения.

В связи с этим Минздравом России подготовлены соответствующие разъяснения (письмо Министерства здравоохранения РФ от 27 декабря 2018 г. № 18-3/10/2-708), с которым можно ознакомиться по ссылке: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/download/downloadDocument.html?id=28515

7-е изменение:

Распоряжением Правительства РФ от 10 декабря 2018 г. № 2738-р утверждён с 01.01.2019 г. перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год.

Перечень ЖНВЛП дополнен 38 лекарственными препаратами и 2 новыми лекарственными формами.

8-е изменение:

Ключевая ставка, которая согласно Закону № 44-ФЗ используется при расчёте пени за просрочку исполнения обязательств по контрактам, увеличена Банком России с 17.12.2018 г. до 7,75% годовых

9-изменение:

С 08.01.2019 г. вступили в силу Правила казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», утверждённые постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 № 1765.

Этими правилами устанавливается порядок казначейского сопровождения целевых средств, предоставляемых юридическим лицам в виде субсидий, а также в рамках государственных (муниципальных) контрактов.

Надеемся, что данный обзор изменений законодательства РФ о контрактной системе окажется полезным для специалистов в сфере закупок.

P.S.: при использовании обзора (полностью или частично) обязательна ссылка на сайт журнала «Государственные и муниципальные закупки» (Информационный портал www.zakupki-portal.ru). Более подробно ознакомиться со всеми изменениями законодательства можно в рамках обучающих мероприятий Балтийского тендерного центра, информация о которых размещена на сайте по адресу:  http://zakupki-portal.ru/.

  Автор: Дон Виктор Викторович

Комментарии закрыты