Контент

Подготовка аукционной документации
Форма 2. Разработка для Заказчика. Заполнение для участника. Тендерное сопровождение по всей России.

+7 (495) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

+7 (903) 798-43-96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

Как закупить содержание помещений и коммунальные услуги в 2020 году

Как закупить содержание помещений и коммунальные услуги в 2020 году

Закупать коммунальные услуги стало проще. С 8 января 2020 года появилось больше возможностей для закупок у едпоставщика.

В рекомендации узнаете, почему новые правила лучше старых, как спланировать и купить коммунальные услуги и как изменить цену и срок договора.

Теперь заказчик может избежать лишних конкурентных процедур и заключить больше простых контрактов с едпоставщиком.

 C 8 января появилось больше законных оснований для закупок коммунальных услуг​

. Изменили нормы закона по обслуживанию нежилых помещений. В законе скорректировали пункт 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

КАК ПОМЕНЯЛИСЬ ЗАКУПКИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В 2020 ГОДУ

До изменений. Раньше вы могли закупать коммуналку и обслуживание помещений у едпоставщика по пункту 23 части 1 статьи 93, только если помещение принадлежало вам на праве:

  • оперативного управления;
  • безвозмездного пользования.

Закупать без конкурентной процедуры можно было не все коммунальные услуги, а только по перечню из самого пункта. В перечень входили:

  • холодное и горячее водоснабжение;
  • водоотведение;
  • электроснабжение;
  • теплоснабжение;
  • газоснабжение;
  • охрана;
  • обращение с ТКО.

После изменений. Теперь можно закупать коммуналку у едпоставщика, если владеете помещением не только на праве оперативного управления или безвозмездного пользования, но и на любом законном основании, например:

  • хозяйственное ведение;
  • аренда;
  • собственность.

Перечень услуг, которые можно закупать по пункту 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, теперь выглядит так:

  • холодное и горячее водоснабжение;
  • водоотведение;
  • электроснабжение;
  • теплоснабжение;
  • газоснабжение;
  • охрана;
  • обращение с ТКО
  • техобслуживание;
  • эксплуатационный контроль зданий;
  • ремонт общего имущества.

​​Эксплуатационный контроль включает периодические осмотры, контрольные проверки состояния оснований, строительных конструкций, чтобы оценить их надежность (ч. 7 ст. 55.24 ГрК). 

Техобслуживание нежилых помещений включает в себя внешнее благоустройство, санитарную уборку, замену осветительных приборов, сезонные работы по утеплению трубопровода, работы на инженерных сетях.

 

Ситуация: вправе ли заказчик включить в контракт по пункту 23 части 1 статьи 93 коммунальные платежи и содержание помещений

Да, вправе. Заказчик вправе купить у единственного поставщика коммунальные услуги для нежилых помещений по пункту 23 части 1 статьи 93 Закона, если одновременно соблюдены два условия: 

  • нежилыми помещениями владеете на любом законном основании, в том числе по договору аренды;
  • исполнитель уже оказывает те же услуги другому пользователю нежилых помещений, которые находятся в здании.

Помещения в здании должны занимать несколько организаций, то есть заказчик – не единственный арендатор на этой площади.

Если вы одни используете помещения в здании и коммунальные услуги оказывают только вам, то использовать пункт 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ нельзя.

Тогда коммунальные услуги могут входить в стоимость арендных платежей или быть отдельными контрактами по пунктам 4, 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. При соблюдении вышеуказанных условий такой контракт можно заключить с арендодателем. Если нет возможности заключить контракт непосредственно с коммунальными службами.

КАКИЕ УСЛУГИ ОТНОСЯТСЯ К КОММУНАЛЬНЫМ 

Когда организация предоставляет заказчику коммунальные ресурсы, она оказывает коммунальные услуги. Например, теплоснабжающая компания поставляет горячую воду.

Такой вывод следует из абзаца 9 пункта 2 Правил из постановления Правительства от 06.05.2011 № 354, далее – Правила № 354. Коммунальные ресурсы предоставляют исполнители, а заказчики закупают коммунальные услуги.

Таблица. Что относят к коммунальным ресурсам, а что к услугам

Коммунальные ресурсы

Коммунальные услуги

Холодная вода Холодное водоснабжение
Горячая вода, горячая вода в открытых системах теплоснабжения Горячее водоснабжение
Электроэнергия Электроснабжение
Газ, в том числе в баллонах Газоснабжение
Тепло, твердое топливо (например, уголь) Отопление
Сточные воды централизованных сетей инженерно-технического обеспечения Водоотведение
Обращение с твердыми коммунальными отходами Сбор, перевозка, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов

Коммунальные ресурсы и услуги перечислены в пунктах 2 и 4 Правил № 354.

ПО КАКИМ ПУНКТАМ ПРОВОДЯТ ЗАКУПКУ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОМЕЩЕНИЙ В 2020 ГОДУ

Вы вправе закупить коммунальные услуги по спецпунктам или по общим основаниям. Спецпункты – это пункты, в которых прямо прописано, что закупать или у кого закупать. Например, пункт 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ используют для закупок у монополистов, а по пункту 8 закупают вывоз мусора. Смотрите в таблице перечень спецпунктов для закупки коммуналки и что вы можете по ним купить.

Таблица. Полный перечень услуг и оснований для закупки

Какие услуги закупить По какому основанию-спецпункту
Услуги монополистов, например связь и услуги центрального депозитария пункт 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
Водоснабжение, водоотведение, отопление, газоснабжение, вывоз ТКО пункт 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
Водоснабжение, водоотведение, отопление, газоснабжение, вывоз ТКО, техническое обслуживание, эксплуатационный контроль, ремонт, охрана пункт 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
Электричество от поставщика из реестра гарантирующих поставщиков пункт 29 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Для закупки коммунальных услуг вы также вправе использовать пункты 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. По этим пунктам можно закупать что угодно, но без превышения лимитов.

По пункту 4 вы вправе заключить контракт с едпоставщиком на сумму до 300 000 руб. При этом возможны два варианта расчета годового объема закупок: до 2 млн руб. или до 5 процентов СГОЗ, но не более чем 50 млн руб. Обеспечивать контракт и включать обоснование цены не обязательно (ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). А по пункту 5 максимальная цена контракта – 600 тыс. руб., годовой лимит – ​​​​не более 50 процентов от СГОЗ и не более 30 млн руб.

Совет: редакция рекомендует не использовать малые закупки по пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ для коммунальных услуг. Иначе рискуете потратить все лимиты, а когда что-то нужно будет срочно купить – уже не сможете провести малую закупку.

  КАК ОТРАЗИТЬ КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В ПЛАНЕ-ГРАФИКЕ

​​​Закупку коммунальных услуг отразите в плане-графике одной строкой. Если проведете закупку, не включенную в план-график, заплатите штраф 30 000 руб. (ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП).

В разрядах 30–33 ИКЗ укажите первые четыре цифры кода ОКПД2. Код зависит от конкретной услуги, которую закупаете. Структуру кода смотрите в приказе Минфина от 10.04.2019 № 55н.

Не указывайте в качестве единицы измерения «условную единицу», когда закупаете энергоснабжение, водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение. Иначе не сможете изменить объем услуг в контракте. Нельзя будет указать, что вам поставили 1,1 условной единицы коммунальных услуг, потому что условной единицей не измеряют объем. Применяйте общепринятые единицы измерения из таблицы.

Таблица. Единицы изменения для коммунальных услуг

Электроэнергия Киловатт-час или ватт-час (кВт/ч, Вт/ч)
Водоснабжение и водоотведение, газоснабжение Кубический метр (м3, кубометр)
Теплоснабжение Гигакалории (Гкал)

Внесите сведения в план-график за один день до заключения контракта. Извещения для закупок коммуналки у едпоставщика по статье 93 Закона № 44-ФЗ не публикуйте(Закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ).

 Внимание: с 01.07.2020 извещения потребуются для малых закупок в электронной форме по пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (п. 23 ст. 1 Закона от 27.12.2019 № 449-ФЗ).

КАК ЗАКЛЮЧИТЬ КОНТРАКТ НА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Когда закупаете коммунальные услуги, не обязательно включать в контракт с единственным поставщиком часть условий из статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Стороны вправе не прописывать в контракте:

  • ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств;
  • порядок и сроки приемки, оплаты услуги;
  • условие об уменьшении оплаты на размер налогов и сборов.

Об этом сказано в части 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ.

Неустойку по контракту с едпоставщиком суды взыскивают по Закону от 03.11.2015 № 307-ФЗ, а не по Закону № 44-ФЗ. Если в законодательстве установлен другой порядок расчета штрафов или пеней, этот порядок применяют как специальную норму. Вывод следует из частей 7 и 8 статьи 34, обзора Президиума Верховного суда от 19.10.2016 № 3.

Пример: о расчете неустойки за оплату коммунальных услуг

Теплоснабжающая организация и университет заключили контракт на поставку тепла. Заказчик просрочил платеж. Коммунальная компания потребовала заплатить неустойку, которую рассчитала исходя из 1/130 ключевой ставки Центробанка, по правилам части 9.1 статьи 15 Закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ (в ред. Закона № 307-ФЗ).

Заказчик решил, что контрагент неправ и считать неустойку нужно исходя из 1/300 ключевой ставки, то есть по части 5 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Однако Верховный суд принял сторону контрагента. Судья пояснил, что считать неустойку нужно по правилам части 9.1 статьи 15 Закона № 190-ФЗ (определение Верховного суда от 23.03.2017 № 308-ЭС16-17315, А53-2995/2016).

Для расчета и обоснования НМЦК применять методы из статьи 22 Закона № 44-ФЗ не обязательно. Об этом сказано в части 4 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Ресурсоснабжающие организации вправе указать в контракте не твердую, а ориентировочную цену вопреки части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Такую позицию высказал Верховный суд, который указал, что нормы Закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ приоритетны над положениями Закона № 44-ФЗ, поэтому цену контракта необходимо определять на основании законодательства об электроэнергетике.

Верховный суд пояснил, что окончательную цену на электричество за месяц устанавливают после того, как завершится расчетный период. Таким образом, нельзя заранее определить твердую стоимость электричества до окончания расчетных периодов на момент заключения контракта. Следовательно, установить твердую цену контракта на электричество тоже нельзя. Аналогичную позицию суды высказали по контрактам на поставку тепла и воды (определение Верховного суда от 12.05.2017 № 304-ЭС17-4309, решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.06.2015 № А26-1663/2015 и постановление Арбитражного суда Приморского края от 29.05.2017 № А51-3915/2017).2Как закупить электроэнергию

Контракты на поставку коммунальных услуг стороны вправе заключать в письменной и устной форме, то есть платить за коммуналку можно только на основании выставленного счета. Такое правило установлено в части 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ и статье 158 ГК.

Как заключить контракт с субъектом естественной монополии

Заказчик вправе купить коммунальные услуги у организации – естественной монополии, которая поставляет коммунальный ресурс в помещения заказчика (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Установить обеспечение контракта: не обязательно (ч. 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Включать в контракт обоснование цены: не обязательно (ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Уведомить контрольный орган: не нужно (ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

У естественной монополии закупайте услуги:

  • электроснабжения, в том числе присоединения к электрическим сетям;
  • теплоснабжения;
  • газоснабжения;
  • водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

Такой вывод следует из части 1 статьи 4 Закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ и письма Минэкономразвития от 28.04.2017 № Д28и-2288.

Проверить, является ли организация естественной монополией, можно в реестре, который ведет ФАС. Однако для того, чтобы заключить контракт с монополистом, сведения из реестра необязательны (письмо ФАС от 23.06.2015 № АЦ/31173/15).

Публиковать извещение при закупке у единственного поставщика не нужно (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Как заключить контракт по обращению с ТКО

Вывоз и утилизацию ТКО без конкурентной процедуры по пункту 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ заключайте только с региональным оператором. Региональный оператор – это индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которые занимаются сбором, транспортировкой, обработкой, утилизацией, обезвреживанием и захоронением ТКО. Регионального оператора выбирает орган исполнительной власти субъекта сроком не более чем на 10 лет (постановление Правительства от 05.09.2016 № 881).

Установить обеспечение контракта: не обязательно (ч. 2 ст. 96 Закона №44-ФЗ).

Включать в контракт обоснование цены: не обязательно (ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Уведомить контрольный орган: не нужно (ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

К ТКО относят отходы, которые производят физические лица в жилых помещениях.

А еще товары, которые утратили потребительские свойства из-за использования физлицами. Юрлица и ИП тоже производят ТКО в процессе деятельности. Эти отходы похожи по составу на отходы физлиц (Закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Когда закупаете услуги по обращению с ТКО у едпоставщика, укажите вид отходов согласно классификатору. Классификатор смотрите в приказе Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242. Вид отходов указывают при описании объекта закупки в приложении к контракту.

Как заключить контракт на коммунальные услуги и содержание нежилых помещений

Заказчик вправе купить у единственного поставщика коммунальные услуги и содержание нежилых помещений по пункту 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Используйте это основание, если одновременно соблюдаете два условия:

  • нежилые помещения получили в безвозмездное пользование, оперативное управление или владеете им на любом другом законном основании;
  • исполнитель уже оказывает те же услуги другому пользователю нежилых помещений, которые находятся в здании.

Установить обеспечение контракта: не обязательно (ч. 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Включать в контракт обоснование цены: обязательно (ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Уведомить контрольный орган: не нужно (ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Закупайте у едпоставщика услуги по водо-, тепло-, газо-, энергоснабжению, вывозу бытовых отходов, содержанию и ремонту помещений, охране и эксплуатационному контролю. 

Рассчитайте и обоснуйте цену контракта по правилам статьи 22 Закона № 44-ФЗ. Обоснование цены включите в контракт (ч. 4 ст. 93 Закона № 4-ФЗ).

Ситуация: можно ли заключать договоры на коммуналку с ретроактивной оговоркой

Делайте это только в исключительных случаях, если готовы отстаивать позицию в суде. В противном случае в договор на коммуналку вносите условие, по которому услуги получаете с момента, как его заключили.

Услуги, которые получили до этого момента, оплачивайте по отдельному выставленному счету. Так порекомендовал действовать бывший регулятор в письме Минэкономразвития от 04.05.2016 № Д28и-1183. Метод разрешают часть 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, статьи 432 и 434 ГК.

Как заключить коммунальный контракт с гарантирующим поставщиком

Заказчик вправе заключить контракт энергоснабжения или купли-продажи электричества с гарантирующим поставщиком по пункту 29 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. При этом поставщик обязан подписать контракт. Гарантирующий поставщик – коммерческая организация, которая продает электроэнергию. Перечень гарантирующих поставщиков ФАС опубликовала на официальном сайте. Такие правила установлены в пункте 29 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ и абзаце 29 статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ.

Установить обеспечение контракта: не обязательно (ч. 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Включать в контракт обоснование цены: не обязательно (ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Уведомить контрольный орган: не нужно (ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: кто должен разработать проект контракта на поставку электроэнергии – заказчик или исполнитель

Проекты контрактов на поставку электроэнергии составляют исполнители, однако в Законе № 44-ФЗ этот вопрос не урегулирован. Такого мнения придерживаются суды. В

частности, Арбитражный суд Ростовской области указал, что гарантирующий поставщик обязан разработать и опубликовать формы договора энергоснабжения (решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.07.2016 № А53-9867/2016).

КАК ВОЗМЕСТИТЬ РАСХОДЫ НА КОММУНАЛКУ И СОДЕРЖАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ

Вы вправе возмещать арендодателю расходы на коммуналку по пункту 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, если не можете заключить контракт напрямую с поставщиком услуг. То есть платить поставщику услуг будет ваш арендодатель, а вы будете компенсировать ему затраченные средства (письмо Минэкономразвития от 20.05.2015 № Д28и-1442).

Напишите в контракте, кто из сторон оплачивает коммунальные услуги и платит за содержание помещения.

Если платит владелец и необходимо компенсировать траты, пропишите в контракте, что возместите расходы на основании платежек. Расходы можно включить как в стоимость арендной платы, так и в оплату отдельными счетами по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Если за содержание имущества и коммунальные услуги платит собственник помещения, а вы не хотите включать этот пункт в договор с ним, возмещайте расходы отдельными счетами по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: можно ли возмещать собственнику помещения расходы на коммуналку по пункту 1 или 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

 

Нет, нельзя. Контракты по пунктам 1 и 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ заключайте с коммунальными предприятиями на поставку ресурсов.

А трехсторонних договоров – заказчик, собственник помещения, ресурсоснабжающая организация – Закон № 44-ФЗ не предусматривает. Вывод подтверждает Минэкономразвития в письме от 17.06.2016 № ОГ-Д28-7625.

КАК ИЗМЕНИТЬ КОНТРАКТ НА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ 

При уменьшении или увеличении фактического потребления коммунальных ресурсов до 10 процентов заключите дополнительное соглашение об увеличении или уменьшении цены. 

Главная сложность – в пропорциональном пересчете цены. Ведь в одном контракте может быть несколько видов услуг.

Смотрите в образце 1, как правильно увеличить цену в пределах 10 процентов, а в образце 2 – как правильно ее уменьшить. Увеличивайте цену только при наличии ЛБО. 

Внимание: с 1 июля 2019 года вам разрешили менять любые существенные условия контрактов по коммуналке и содержанию помещений, которые вы заключили с едпоставщиком (п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Аналогичную позицию выразил Минфин в письме от 19.12.2019 № 24-03-07/99602. 

 

Пример: расчет потребления электроэнергии

Исходные данные:

Режим работы: понедельник, вторник, пятница с 09:00 до 18:00.

Часы работы в день: 10 часов.

Количество рабочих дней в 2020 году: 248 дней.

Количество часов в год: 2480 ч.

Лампа дневного света: 2 шт.

Мощность 1 лампы: 0,04 кВт.

Чайник электрический (1,8 л): 1 шт.

Потребление электроэнергии чайником: 2 кВт/ч.

Время закипания чайника: 4 мин – 0,06 ч.

Потребление электроэнергии чайником в день: 0,48 кВт (2 кВт × 0,06 ч × 4 раза).

Потребление электроэнергии в год:

  • лампы – 198,4 кВт/год (2 шт. × 0,04 кВт × 2480 ч);
  • чайник – 119,04 кВт/год (0,48 кВт × 248 дн.)

Итого за год необходимо 317,44 кВт электроэнергии (198,4 кВт + 119,04 кВт).

Ситуация: можно ли снизить цену по коммуналке больше чем на 10 процентов

Да, можно. С 1 июля 2019 года вы вправе не ограничивать изменение цены контрактов пределами в 10 процентов, теперь можно снизить или увеличить цену контракта на любую сумму (п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Как продлить коммунальный контракт 

Вы вправе менять любые существенные условия контракта с едпоставщиком, если заключили его по пунктам 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Вся коммуналка и обслуживание помещений в перечне есть, а срок – существенное условие контракта. Теперь вы можете менять срок коммунального контракта без опасений. Минфин подтвердил ваше право в письме от 19.12.2019 № 24-03-07/99602. В образце смотрите, какие формулировки написать в допсоглашении на продление сроков.

КАК ОТЧИТАТЬСЯ ПО КОММУНАЛЬНОМУ КОНТРАКТУ  

​​​​​Направьте информацию о заключенном контракте в реестр контрактов в течение пяти рабочих дней с момента подписания (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ). К информации о заказчике, поставщике и цене контракта приложите отсканированный контракт. Если в контракт внесли изменения – также направьте сведения в реестр. Поступите аналогичным образом, когда исполнили контракт.

Заказчик не обязан публиковать отчет об исполнении контракта и этапах исполнения контракта с 12.05.2019 (подп. «г» п. 63 ст. 1 Закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ, письмо Минфина от 15.05.2019 № 24-06-08/34937).

Ситуация: нужно ли делать ежемесячные отчеты по коммунальным услугам

Нет, не нужно. С 1 июля 2018 года из Закона № 44-ФЗ убрали обязательство заказчиков отчитываться по этапам исполнения контрактов на коммунальные услуги, заключенных с едпоставщиком (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: как правильно закрыть контракт по коммуналке

Внесите сведения в реестр контрактов о том, что контракт по коммуналке закрыт в течение пяти рабочих дней с момента исполнения. С 12 мая 2019 года размещать в ЕИС отчет об исполнении контракта не нужно (подп. «г» п. 63 ст. 1 Закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ).

Добавить комментарий