Контент

Подготовка аукционной документации
Форма 2. Разработка для Заказчика. Заполнение для участника. Тендерное сопровождение по всей России.

+7 (495) 798 43 96

+7 (495) 755 40 30

+7 (903) 798 43 96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

ТЕНДЕР ПРОВОДИМЫЙ В СООТВЕТСТВИИ С ПП 925

Участие в тендерах, проводимых в соответствии с Постановлением Правительства от 16.09.2016 г. № 925 ( ПП 925 )

Перед тем как решить вопрос об участии в том или ином тендере участнику необходимо внимательно изучить тендерную документацию, в том числе на предмет наличия или отсутствия запретов и приоритетов.

Участие в тендере в соответствии с ПП 925

Рассмотрим участие в тендере, в документации на которые прописан приоритет товаров российского происхождения, в соответствии с Постановлением Правительства от 16.09.2016 г. № 925. Касается оно поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и действует в отношении всех способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика.

Также невозможно применить данное Постановление, если специфика процедуры не предполагает указания в тендерной документации начальной максимальной цены договра (контракта).

Тендер на поставку товаров в соответствии с ПП 925

Рассмотрим подробнее случай, когда тендер предполагает поставку товаров. ПП № 925 может затруднить участие в тендере, поскольку российские товары зачастую стоят дороже, чем импортные, прежде всего китайские, польские и т.д.

С другой стороны, если, например, китайский товар стоит на 15% дешевле одноименного российского, то на то и выходит, а если он дешевле более чем на 15%, то получается, что все равно выгодно поставлять китайский товар и бороться за преференцию нет смысла. В случае же, когда зарубежный товар дешевле российского менее чем на 15%, безусловно ПП № 925 целесообразно использовать. В самом ПП № 925 перечислены условия, при выполнении которых оно не применяется.

Конкурс проводимый в соответствии с ПП 925

Если в заявке на участие в конкурсе (или ином способе закупки, где победитель определяется с учетом критериев оценки и сопоставления заявок) предлагаются товары, услуги, работы как российского, так и иностранного происхождения, при этом доля товаров, услуг, работ российского происхождения меньше 50% от НМЦД.

Таким образом, если участник включит в предложение работы, услуги или товары российского происхождения в недостаточном объеме (стоимостью меньше половины НМЦД), то преференцией, предусмотренной в ПП № 925, он уже воспользоваться не сможет.

Аукцион проводимый в соответствии с ПП 925

Если в заявке на участие в аукционе (или иной процедуре, в которой победитель определяется путем пошагового снижения НМЦК), применяются российские и импортные товары, оказываются услуги иди выполняются работы и российскими, и иностранными лицами, при этом доля товаров, услуг, работ российского происхождения составляет более 50%, не будет 15-процентного штрафа. Но как доказать заказчику, что доля товаров, услуг работ российского происхождения в предложении больше половины НМЦК?

Можно просто прикинуть её на глазок, написать об этом в декларации о происхождении товаров и подать заявку. Но поступать так опасно. Ведь заказчик будет пересчитывать долю российских товаров, либо услуг, работ российского, выполняемых российскими лицами, в заявках участников, и, если окажется, что она меньше 50% -- заявка не будет отклонена, но контракт будет заключен с 15-процентным штрафом. А поскольку рассмотрение вторых частей заявок осуществляется после аукциона, когда снижение изменить уже нельзя, победитель может уйти в «ноль» или даже в «минус».

А если НМЦК очень большая, то 15-процентный штраф окажется очень болезненным. Поэтому следует рассчитывать стоимости российских товаров, либо работ и услуг российского происхождения и только убедившись, что она больше 50%, указывать это в декларации о происхождении товаров, работ, услуг (сами расчеты там можно, конечно, не приводить) и спокойно подавать заявку, зная, что в случае победы 15% вы не потеряете.

Пример участия в Аукционе:

В аукционной документации на поставку оборудования в университет было указано, что аукцион проводится в соответствии с ПП-925. Участник, прикинув, что доля российских товаров в составе предложения превышает 50%, указал это в декларации происхождения товаров и подал заявку. Аукцион он выиграл, но заказчик при рассмотрении вторых частей заявок обнаружил, что доля российских товаров составляет всего 49% Контракт был заключен ч 15-процентным штрафом, победитель фактически ушел в «ноль».

Если в рамках исполнения контракта (договора) по процедуре предполагается поставлять только российские товары, либо оказывать услуги или выполнять работы только российскими лицами, естественно 15-процентного штрафа тоже не будет.

А вот если в заявке не указаны страны происхождения товаров, работ или услуг 15-процентный штраф нерадивому участнику обеспечен. Поэтому, чтобы заказчик в принципе мог предоставить вам преференцию, обязательно указывайте страны происхождения товаров, если тендер проводится в соответствии с ПП 925.

Важным нюансом, является и наличии в данном Постановлении пункта, разрешающего менять при поставке зарубежные товары на российские, и запрещающий менять российские на зарубежные.

И наконец, не следует забывать и о декларации происхождения товаров. Она составляется в свободной форме. В ней целесообразно указать статью ПП 925, на основании которой вам полагается преференция.

Пример отсутствия декларации о стране происхождения товара (ПП 925):

В аукционной заявке на поставку аудио- и видеотехники участник указал страны происхождения всех товаров, но забыл приложить декларацию о происхождении товаров. Заявка была отклонена по второй части. Участник жалобу в ФАС, однако, она была признана необоснованной.

Поскольку приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., товары, происходящие из ЕАЭС, также должны пользоваться приоритетом над иностранными, хотя это в явном виде в ПП 925 не указано.

В заключение напомним, что ПП 925 вступило в силу с 01.01.2017 г. и действует в отношении всех групп товаров (как по 44-ФЗ, так и, на первый взгляд, по 223-ФЗ). Если заказчик не указал его в документации на конкретный тендер, значит, он нарушил: части 1 статьи 2, пункт 1 части 8 статьи 3 Закона 44-ФЗ, а также само ПП 925. Но в этом случае ПП 925 применить уже будет нельзя. Коллизия тут налицо.

Кроме того, если по 44-ФЗ заказчик обязан применять ПП 925, то, согласно ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ у него есть право установить приоритет, но он не обязан этого делать. Участник же в несовершенстве законодательства не виноват. Он действует в строгом соответствии с тендерной документацией, но должен быть готов к тому, что любая организация может обжаловать документацию в ФАСе, который заставит заказчика привести её в соответствие с действующим законодательством, т.е. повторить размещение процедуры.

Если такое всё же случится, участнику следует прикинуть, сможет ли он подобрать перечень товаров, позволяющий обойти ПП 925, чтобы 15-процентный штраф не был применен, а если не сможет, тогда ему следует при расчете маржинальности вычесть из прибыли 15%, а если ничего после этого не останется, просто не участвовать в данной процедуре.

Статья: о применении  Постановления Правительства  925 (ПП 925)

Комментарии закрыты