Контент

Подготовка аукционной документации
Форма 2. Разработка для Заказчика. Заполнение для участника. Тендерное сопровождение по всей России.

+7 (495) 798 43 96

+7 (495) 755 40 30

+7 (903) 798 43 96

7554030@mail.ru

7554030@mail.ru

ГОСЗАКУПКИ

БЫТЬ НАШИМ ПАРТНЁРОМ ВЫГОДНО. 

НОВОСТИ ГОСЗАКУПОК

Актуальные новости в области Государственных закупок. 44 ФЗ и 223 ФЗ

  • Для участников закупок работ по обслуживанию медтехники могут установить доптребования
  • Нельзя отклонить заявку на участие в госзакупке, если вместо выписки представлены сведения из ЕГРЮЛ
  • Правительство уточнило сроки принятия бюджетных обязательств по госконтрактам для федеральных нужд
  • С 14 октября к молочным смесям для детей нужно будет применять условия допуска иностранной продукции
  • ВС РФ: участник на УСН не может отказаться от заключения госконтракта, в котором выделен НДС
  • ВС РФ разъяснил, по какой ставке рассчитывать пени за просрочку оплаты по контракту
  • Суд перечислил причины, по которым укрупненная госзакупка привела к ограничению конкуренции
  • УФАС наказало муниципального заказчика за требования к химсоставу товара при закупке услуг
  • Суды: письма производителя не доказывают, что товар отвечает условиям госконтракта
  • Суд решил: проект контракта можно скорректировать, если в заявке участника была техническая ошибка
  • Минздрав планирует обновить типовой контракт на поставку лекарств с учетом поправок к Закону N 44-ФЗ
  • Правительство дополнило перечень случаев, когда малые закупки можно проводить вне ЕАТ "Березка"
  • Малый и средний бизнес будет быстрее получать оплату договоров по Закону N 223-ФЗ
  • Утвержден новый порядок формирования и направления сведений для реестра контрактов
  • Установлено, как участнику аукциона с доптребованиями взаимодействовать с оператором площадки

Госзакупки в России

История Госзакупок

О первых государственных закупках ( госзакупки ) в России известно мало. Первые сведения о них восходят к середине 17 века, когда царь Алексей Михайлович устроил некое подобие публичных торгов на закупку муки и сухарей для нужд города Смоленска. Воеводам близлежащих городов, купцам были разосланы грамоты с приглашением отвезти партию муки и сухарей в Смоленск. Представители царя торговались с потенциальными поставщиками, насчет стоимости доставки до тех пор, пока не приходили к согласию. Царь, выступив в качестве государственного заказчика, вёл диалог с поставщиком не с позиции силы, а на взаимовыгодной основе.

 

Канцелярия подрядных дел

Спустя полвека Петр Первый уже активно заключал договоры подряда. Петр Первый впервые учредил специальное ведомство – Канцелярию подрядных дел. В круг ее обязанностей входила прежде всего ответственность за проведение госзакупок. Также, в 1717 году была учреждена должность гофмаклера – купца-эксперта, знавшего толк в торговых сделках. Должность эта просуществовала почти сто лет.

Во времена Екатерины Второй тема госзкупок продолжала успешно развиваться. В частности, в Регуле провиантского правления речь шла о закупке у прямых поставщиков, а также рекламе торгов.

В XIX веке организация становилась все более четкой, повышалась исполнительность купцов и предпринимателей. Потенциальные поставщики, соблюдая формальности, передавали заявку с нарочным. Посещать канцелярию им было необязательно.

Импортозамещение при госзакупках

В XIX веке правительство России впервые начало проводить политику импортозамещения при госзакупках. Тема эта достаточно обширная и поэтому в рамках данной статьи подробно не рассматривается. Отметим только что уже в то время российскими госзаказами активно интересовались иностранные банки и компании. Политика фритредерства – невмешательства государства в экономику привела к разорению в стране многих фабрик и заводов в период с 1821 по 1840 годы – период интенсивного импорта в Россию иностранных товаров при одновременном уменьшении поставок некоторых видов сырья.

Госзакупки во времена НЭП

Революция 1917 года и Гражданская война поначалу поставили крест на публичных торгах. Однако, во времена НЭПа интерес к госзакупкам со стороны властей России возвращается. Так, в мае 1927 года Правительство СССР утвердило новое Положение о государственных подрядах и поставках. Заказчик получил право руководствоваться не только ценой, но и другими критериями, что позволяло ему обеспечить максимальную выгоду государству при выполнении контракта.

НЭП просуществовал недолго – он был упразднен в октябре 1928 года, когда началась реализация первой пятилетки; экономика СССР стала плановой, а распределение - государственным. Конкурсные закупки (за исключением аукционов) в стране были забыты фактически на 70 лет.

 Распад СССР потребовал радикальной переделки законодательной базы в сфере госзакупок, поскольку в стране резко изменились экономические и политические условия.

Госзакупки 44 ФЗ
Госзакупки

Госзакупки в начале 90-х

В первой половине девяностых годов принимаются отдельные законодательные акты – фундамент современной системы госзакупок. А немного позднее федеральный закон от 06.05.1999 г. № 97 ФЗ стал первой за десятилетия попыткой привести к одному знаменателю систему государственных закупок России.

Однако закон 97 ФЗ в значительной степени был посвящен регламентации работы федеральных заказчиков, а контроль исполнения заказа, как таковой,  не предусматривал. Поэтому 21 июля 2005 года был принят Федеральный закон № 94 ФЗ, с появлением которого система госзакупок приобрела современные черты. Закон имел серьезные недостатки. В частности, не были предусмотрены меры против участников, аффилированных с заказчиком, слабо регулировался процесс исполнения контрактов, закон почти не защищал от демпинга и пр. Тем не менее, он действовал на протяжении восьми лет и ещё в течении одного-двух лет после замены 94 ФЗ на 44 ФЗ, можно было встретить на сайте www.zakupki.gov.ru тендеры, проводящиеся по данному закону. Естественно, это были процедуры, размещенные еще в период действия 94-ФЗ и многократно отмененные, в основном из-за решений ФАС по жалобам на тендерную документацию.

44 ФЗ в Госзакупках

Пятого апреля 2013 года был принят федеральный закон № 44 ФЗ, действующий и по сей день, который содержал в исходной редакции немало недочетов. Главные из них:

  • Высокая доля закупок у единственного поставщика, ущемляющая интересы субъектов малого предпринимательства;
  • проведение процедур (котировок, конкурсов) в бумажном виде, наряду с электронными процедурами, отнимающее массу времени на подготовку заявок у участников;
  • предъявление требований о наличии материальных ресурсов у участников;
  • одностороннее расторжение контрактов со стороны заказчика, в т.ч. с привлечением экспертов;
  • Отсутствие единых требований к формату предоставления сведений о конкретных показателях и количественных и качественных характеристиках товаров, позволяющее недобросовестным заказчикам шифровать рекомендованные формы 2, добавлять в них «подводные камни», т.е. всячески ограничивать конкуренцию.

Тендерные агенства в Госзакупках

Надо сказать, что в условиях высокого уровня скрытой безработицы эта последняя особенность закона 44-ФЗ помогла не умереть с голоду многочисленной армии российских фрилансеров, а также способствовала созданию сети тендерных агентств. Ведь рядовой участник, конечно может укомплектовать вторую часть заявки, но зачастую не в состоянии разобраться в хитросплетении требований заказчика, предъявляемых к конкретным показателям товаров (материалов), а допуск к участию в тендере ему необходим. Вот он и обращается к третьей стороне за помощью.

Но формы 2 бывают зашифрованы так мастерски, что и профессиональные специалисты со стороны участника не всегда обеспечивают допуск. Получается, что результат торгов зачастую зависит не от потенциальных возможностей участников к исполнению контракта, а от того, кто окажется искуснее – шифровщик форм 2 из контрактной службы заказчика или дешифровщик-фрилансер, либо тендерное агентство.

И если дешифровщик, у которого нет права на неточность, ошибётся хоть один раз – допуска участнику не видать. А если форма 2 очень запутанная, весьма вероятна ситуация, когда все подводные камни не удается преодолеть ни одному из дешифровщиков – представителей «лишних» участников, а тогда аффилированный участник заберет аукцион всухую. Невольно помогли фрилансерам и тендерным агентствам также изменения условий аккредитации на федеральных электронных торговых площадках (ЭТП). С 1 января 2019 аккредитация осуществляется сразу на 8-ми федеральных ЭТП, что удобно, но процедура ее усложнилась, поскольку появилось новое звено – регистрация на портале госуслуг. Если раньше большая часть участников самостоятельно справлялась с аккредитацией на отдельных ЭТП, то теперь они чаще обращаются к тем же фрилансерам или тендерные агентства. Так что, как говорится, нет худа без добра.

Объёмы Госзакупок

Тем не менее, в России сумма госзакупок и муниципальных закупок непрерывно растет, и по данным Минфина 2018 году она приблизилась к семи триллионам рублей. Среднее количество заявок в госзакупках по 44 ФЗ – 3 участника на одну закупку. На рынке не найти другой сферы бизнеса, где на одну потребность клиента будет всего 3 предложения!

К факторам, сдерживающим этот рост можно отнести, в том числе, следующие:

  • нарушения при проведении госзакупок, ущерб от которых составляет по оценке правительства порядка 1 триллиона рублей (прежде всего – это неэффективное расходование средств бюджета);
  • отсутствие нормирования;
  • правовые проблемы – противоречия закона 44 ФЗ с другими федеральными законами.
  • недостаточный уровень квалификации как специалистов контрактной службы, так и специалистов, осуществляющих подготовку заявок со стороны участников;
  • нечестность, также просто недостаточный уровень подготовки специалистов, входящих в состав части комиссий ФАС, принимаемый заявителями за нечестность, поскольку результат рассмотрения жалоб иногда поражает воображение и не всегда соответствует требованиям законодательства.

 

Коррупция в Госзакупках
Коррупция в Госзакупках

Коррупция в Госзакупках

Одной из главных бед закона о госзакупках, по мнению автора является именно коррупционная составляющая. Коррупционность, к сожалению, свойственна госзаказу в целом. Немало средств съедают картельные сговоры. Если при честном ведении аукциона, например, на ремонт дорог, НМЦК снижается на 25-30%, то при картельном сговоре – всего на один процент. Тут уж о конкуренции говорить не приходится. К тому же картельные сговоры подрывают доверие предпринимателей к торгам в целом, повышает риск включения лишних участников в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Ниже перечислены самые популярные схемы коррупции при госзакупках:

  • сговор поставщиков c исполнителями посредством занижения цены товаров, услуг работ;
  • Составление огромных перечней требуемых товаров, при небольшом количестве каждой партии, что затрудняет участникам номенклатурный подбор.
  • заказчик устанавливает настолько короткие сроки исполнения заказа, что лишним участникам остается только отказываться от участия в торгах;
  • заказчик устанавливает невыполнимые условия поставки, например, по одной трубе в день, при объеме поставки 180 труб и сроке исполнения договора – шесть месяцев. «Свой» же участник будет поставлять трубы партиями, а установить это и привлечь нечестного заказчика к ответственности невозможно, поскольку проверка условий исполнения контракта законом не предусмотрена.
  • Заказчик устанавливает требования, выполнимые только «своим» поставщиком. Сюда можно отнести, например, установление требований к контрольно-измерительным приборам – дата выпуска не ранее 2019 г.

Безусловно, с коррупционной составляющей ведется упорная борьба. Ведут её ФАС, прокуратура, органы финансового контроля. Госзакупки со временем стали прозрачнее, в соответствии с законом осуществляется их мониторинг.

Закон 44 ФЗ постоянно совершенствуется. Так, в принятый Госдумой 18 апреля 2019 года закон, совершенствующий систему госзакупок, было внесено 178 поправок. Перечислять их нет смысла, так как специалистам они уже хорошо известны.

Будущее Госзакупок
Будущее Госзакупок

Новшества Госзакупок

В тоже время представляется целесообразным перечислить важнейшие организационно-технические новшества, которые ожидают госзакупки в ближайшем будущем:

-  Оцифровка документооборота, а в дальнейшем полный его перевод на электронные рельсы;

-  интеграция баз данных различных контрольных органов;

-  ускорение всевозможных процедурных согласований (прежде всего с Федеральным Казначейством);

-  подача жалоб (например, в ФАС) и иных обращений в контрольные органы в автоматическом режиме.

-  создание гибкой и более «клиентоориентированной» ЕИС.

-  постепенное внедрение смарт-контрактов (интеллектуальных контрактов), введение цифрового калькулятора начальной максимальной цены контракта, цифрового банка данных участников закупок (исключение из числа участников фирм-однодневок).

Большое внимание планируется уделить и повышению уровня подготовки тендерных специалистов и экспертов, поскольку квалификация части их пока оставляет желать лучшего.

Законодательство регламентирующее Госзакупки

Конкретные механизмы Государственных закупок определены 44 ФЗ, 223 ФЗ, Гражданским кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, постановлениями Правительства РФ. С практической точки зрения для коммерческих организаций и фирм наиболее интересны конкурентные закупки, проводимые в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. В Государственных закупках по 44-ФЗ наиболее тщательно проработаны этапы, способы и порядок проведения закупки. Для успешного участия в Госзакупках поставщики (участники закупок) должны понимать механизмы формирования технического задания государственными заказчиками. Это позволяет участнику закупки, понимать логику заказчика при формировании своей заявки, на участие в аукционе, конкурсе, другой конкурентной процедуре. Знание правил, используемых заказчиком при описании предмета закупки позволяет участнику закупки защитить свои интересы, в случае неправомерных действий Государственных заказчиков в Госзакупках.

44-й Федеральный Закон и Госзакупки

При проведении закупок в рамках 44-ФЗ, государственные заказчики обязаны описать предмет Госзакупки с учетом положений 33 статьи. Несоблюдение положений 33 статьи 44 ФЗ, является основанием для отмены процедуры закупки.

Вместе с тем, в Госзакупках 33 статья является основой для ограничения участия потенциальных участников. Остановимся подробнее на практике и примерах связанных с применением Заказчиками 33 статьи 44-ФЗ.

33-я статья 44-ФЗ

В статье 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ изложены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки. Ниже привожу соображения на счет того, как некоторые недобросовестные заказчики используют данную статью в корыстных целях.

Заказчик описывает объект закупки так, что многие поставщики не решаются участвовать в закупке или пишут жалобы на тендерную документацию в ФАС, надеясь, что следующая ее версия будет более понятной. Допустим, что ФАС признает обоснованность претензий и заставит заказчика внести исправления в документацию. Но заказчик, если хочет потянуть время, может исправить только часть нестыковок, тогда снова последует жалоба и т.д. А время-то идет. У лишних с точки зрения заказчика участников свои планы, они в конце концов теряют интерес к проблемной закупке. Остается один «свой» поставщик, который никуда не денется, поскольку знает, что «добыча» от него не уйдет.

Пример манипуляций Заказчика в Госзакупках при описании предмета закупки

Организация разместила заявку на аукцион на поставку оборудования для кондиционирования. Поскольку аукцион был «вкусным» (с большой маржинальностью), заказчик предполагал, что участников будет немало и принял меры – тщательно «зашифровал» свои требования. Посыпались жалобы на документацию в ФАС. Заказчик охотно вносил правки в документацию, а также менял Инструкцию. Специалисты по торгам заполняли формы 2 по нескольку раз, не зная, когда же их страдания закончатся. Они закончились через несколько месяцев, когда после очередного внесения изменений в документацию, из двенадцати участников осталось двое – аффилированный и ложный игрок. Аукцион был выигран аффилированным участником со снижением в 1%.

Бывает и другая ситуация. Заказчику необходимо провести процедуру, но ему всячески мешает третья сторона. Например, на объект, подлежащий ремонту в рамках аукциона, «положила глаз» организация, которая хочет его прибрать к рукам. Чтобы придать рейдерству видимость законности эта организация будет последовательно обжаловать документацию, срывая проведение аукциона, а, следовательно, и ремонт здания до тех пор, пока соответствующее ведомство не закроет учреждение по вполне законному основанию – нарушение сроков проведения капитального ремонта.

Пример неквалифицированного описания предмета закупки в Госзакупках

Больница разместила аукционную документацию на капитальный ремонт своего главного корпуса. Документация была обжалована не менее 6 раз. Каждый раз в ней допускались неточности, поскольку в больнице не было квалифицированных специалистов по подготовке документации со стороны заказчика. Рассмотрение 6 жалоб отняло свыше полугода. В результате больница была закрыта вышестоящей инстанцией за нарушение сроков проведения капитального ремонта.

Что касается возможности использования чертежей, рисунков в составе аукционной документации, она, как правило, облегчает участникам подбор товара, а также снижает вероятность отклонения заявки вследствие внесения в предложение не той модификации того или иного товара.

Примеры использования рисунков при описании предмета закупки в Госзакупках

Пример 1 Описания объекта закупки заказчиком с использованием рисунка в Госзакупках Москва

К форме 2, входящей в состав аукционной заявки на поставку полотенцесушилок заказчик приложил фотографии. Подбор товаров по характеристикам занял бы очень много времени, а посредством сличения фотографий из формы 2 с фотографиями на сайте производителей удалось быстро подобрать необходимые заказчику товары.

С другой стороны, заказчик, размещая изображения товаров, иногда идет на хитрость – старается сделать товар неузнаваемым.

Пример 2 Манипуляции заказчика при описании объекта закупки при использовании рисунков. Госзакупки Москва

К форме 2, входящей в состав аукционной заявки на поставку мебели заказчик приложил фотографии рисунка декора покрытия шкафа. Тщательный поиск в Интернете шкафа с таким рисунком декора покрытия к успеху не привел. При сличении наиболее похожих рисунков выяснилось, что заказчик разместил фотографию декора с официального сайта одного из поставщиков в мебели в перевернутом виде (повернув ее на 360°). Времени на подачу запроса разъяснений не оставалось. Участник разместил в колонке предложения фотографию декора покрытия шкафа с официального сайта поставщика мебели, дал сноску, в которой указал ссылку на сайт и номер декора, чем дал понять заказчику, что его хитрость раскрыта. Заявка была допущена.

Требования заказчика должны соответствовать нормативным документам и техническим регламентам. В большинстве случаев они им соответствуют, но не всегда. Как быть в том случае, если времени на подачу запроса разъяснений нет? Автор решал такую проблему всегда одним и тем же способом. Тщательно анализируя проблемный раздел формы 2 и убеждаясь в том, что несоответствие заявленному ГОСТу налицо, он указывал требование в соответствии с ГОСТом, в скобках приводил ссылку на раздел (таблицу соответствующего ГОСТа). Во всех случаях заявки были либо допущены, либо отклонялись по другим основаниям, не имеющим отношения к проблемному разделу.

Примеры использования ГОСТ  при описании предмета закупки в Госзакупках

Пример  Фракции по ГОСТ в Госзакупках на монтаж покрытия

В форме 2, входящей в состав аукционной заявки на монтаж спортивного покрытия, было установлено требование к фракциям крупнозернистой и мелкозернистой смесей, противоречащее ГОСТу. После первого запроса разъяснений заказчик скорректировал документацию (устранил другие неточности в форме 2), а фракции щебня в спешке (или умышленно) не изменил. Тогда был направлен второй запрос разъяснений на эту же тему. Заказчик ответил коротко: «Можно предложить фракции по ГОСТу», фактически признав свою ошибку. Рассмотрения заявок еще не было, но можно не сомневаться, что за представление фракций щебня по ГОСТу с игнорированием требований заказчика отклонения уже не будет.

Случается, что требования заказчика полностью соответствуют одному нормативному документу, а заявлен совсем другой. В этих случаях автор, если не было времени за подачу запроса разъяснений, на свой страх и риск всегда приводил те нормативные документы, которым соответствовали требования заказчика, то есть, указывал достоверную информацию. По основанию «подмены ГОСТа» отклонений не было – заказчик признавал свою вину.

Пример  Требования не соответствуют указанному ГОСТ в Госзакупках  на поставку тормозной жидкости

В форме 2, входящей в состав аукционной заявки на поставку тормозной жидкости был раздел, заявленный в отношении которого ГОСТ не имел ни малейшего отношения к тормозной жидкости. Зато все требования в данном разделе в точности соответствовали ТУ, которое в перечне нормативных документов не упоминалось. Автор заменил неиспользуемый ГОСТ на используемое ТУ в соответствующей колонке формы 2, заявка была допущена. В некоторых формах 2 заказчик приводит полный перечень нормативных документов в каждом разделе (определяющие ГОСТы, связанные с ними ГОСТы) для всех вариантов предложений. У специалиста, заполняющего форму 2, возникает вопрос: можно ли удалить неиспользуемые ГОСТы из колонки заказчика, если, например, они из 3-х предлагаемых вариантов выбирают один, а ГОСТы заказчик приводит на все три вида товара. В этом случае автор всегда поступает одинаково. Он удаляет все неиспользуемые ГОСТы, оставляет только используемые. Здесь следует быть очень осторожным, чтобы случайно не удалить используемый ГОСТ

Пример  Установлено соответствие разным ГОСТ в Госзакупках на поставку метизной продукции

В форме 2, входящей в состав аукционной заявки на поставку метизной продукции был раздел, в котором требовались либо шурупы с полукруглыми головками, либо шурупы с круглыми головками. Требованиям заказчика отвечали шурупы обоих видов, соответственно, заказчик заявил два ГОСТа. Специалист по торгам выбрал шурупы с полукруглыми головками, но не стал удалять ставший лишним ГОСТ на шурупы с круглыми головками, не решаясь вносить изменения в колонку заказчика. Заявка была отклонена за недостоверность. Отклонение не обжаловалось.

Пример  Установлено соответствие разным ГОСТ в Госзакупках на поставку стройматериалов

В форме 2, входящей в состав аукционной заявки на поставку стройматериалов было указано требование к смесям: цементные, цементно-гипсовые или цементно-известковые. Соответственно, было заявлено три ГОСТа: на цемент, гипсовые вяжущие и известь. Специалист удалил из колонки «название товара» два ГОСТа: гипсовые вяжущие и известь, оставил ГОСТ на цемент. В соответствующем разделе формы 2 он указал против требований к извести и гипсовому вяжущему отсутствует. Заявка была допущена.

Примеры использования требований к гарантии  и дате изготовления при описании предмета закупки в Госзакупках

Что касается требований к гарантии, то заказчик устанавливает требования к самой гарантии и к ее сроку, вправе прописать в ТЗ и требование к наличию у поставляемого товара официальной гарантии от производителя. В последнем случае не следует, например, указывать срок длительностью в полгода, если заводом-изготовителем товара установлен сорок гарантии длительностью в 3 года. Занижение гарантийного срока завода-изготовителя чревато отклонением заявки. Тем более участникам не следует занижать гарантийный срок, установленный в документации самим заказчиком. Автор вообще не указывает гарантийный срок в составе заявки, если требование о нем не включено в форму 2, а если оно включено, указывает равным сроку, требуемому заказчиком. Иногда споры по отклонениям заявок из-за предложения участником заказчику срока гарантийного обслуживания товара, не устраивающего его, не решаются даже в ФАСе. Дело тогда доходит до арбитражных судов. Обобщив судебную практику, можно сделать вывод: по мнению судов, если в документации требования к гарантии не указаны, участник не обязан ее указывать. Достаточно того, что он, подписывая ЭЦП заявку дает согласие на поставку на условиях заказчика, в том числе соглашается и с требуемым им сроком гарантийного обслуживания товара.

Пример 1 Требование к сроку их гарантийного обслуживания Госзакупки Москва

В форме 2, входящей в состав аукционной заявки на поставку жестких дисков было указано требование к сроку их гарантийного обслуживания: не менее 3-х лет. Также в АД был указан товарный знак жесткого диска. Участник указал в предложении 1 год, за что заявка была отклонена. В ФАС заказчик предоставил доказательства того, что на все серии жестких дисков, выпускаемых под данным товарным знаком, завод изготовитель дает гарантию 3 года. Отклонение не было обжаловано, ввиду бесперспективности.

Заказчик вправе установить требования к сроку изготовления товара. Такое требование часто можно встретить в аукционной документации на поставку контрольно-измерительных приборов. В некоторых случаях заказчик не хочет приобретать товар, много лет пролежавший на складе, в других – пытается ограничить круг участников. Это ставит участников перед небогатым выбором: обжаловать документацию в ФАС, либо отказаться от участия в конкретной закупочной процедуре.

Пример 2 Требование к дате изготовления Госзакупки Москва

В форме 2, входящей в состав аукционной заявки на поставку вольтметров было указано требование к сроку их изготовления: не ранее 2018 г. На рынке были доступны вольтметры требуемых марок. Но у поставщика на складе имелись вольтметры 1988 г. изготовления точно тех же марок, которые он надеялся поставить в случае выигрыша аукциона. Формально они тоже были новыми, так как никогда не использовались. Ведь срок хранения товаров на складе до поставки законодательством не ограничен. Убедившись в том, что поставить вольтметры 1988 года выпуска будет невозможно, участник принял решение не участвовать в аукционе.

Пример использования требований к комплектности поставки при описании предмета закупки в Госзакупках

Государственный Заказчик вправе установить требования к комплектности поставки. Здесь участнику надо быть очень внимательным, ведь комплектность поставки у разных заводов изготовителей одного и того же товара может быть разной даже в пределах одной марки (модели) в зависимости от модификаций. Особенно это касается тендеров на поставку станочного оборудования. И если заявку допустят, и он окажется единственным участником, то ему, возможно, придется поставлять более дорогой товар, когда окажется, что заказчику требовалась модификация с большим набором запчастей. Вся прибыль может обнулиться или даже он «уйдет в минус». Автор в таких случаях всегда подает запросы разъяснений, уточняя комплект поставки, а если времени на их подачу нет, советует руководителю не подавать заявку на участие в сомнительной процедуре.

Пример использования неконкретных требований при описании предмета закупки в Госзакупках

В форме 2, входящей в состав аукционной заявки на поставку шиномонтажных станков, было указано требование к наличию удлинителя захвата колеса с пометкой «ОПЦИОН». Как правило так называют запасные части, поставляемые за отдельную плату. Но законодательством такое толкование термина «ОПЦИОН» не определено, а стоимость удлинителя превышает сорок тысяч руб, что съело бы значительную долю прибыли при его поставке в комплекте со станком. Поэтому заказчику был отправлен запрос разъяснений. Только после того, как заказчик ответил, что удлинитель захвата не должен входить в комплект поставки, а станок лишь должен поддерживать его установку, то есть быть совместимым по конструкции с удлинителем захвата, было принято решение о подаче заявки на данный аукцион. 

 Примеры использования требования к указанию страны происхождения товара при описании предмета закупки в Госзакупках

Требование к указанию страны происхождения товара не должно включаться в описание объекта закупки. Исключение составляет случай, когда в отношении конкретной процедуры действуют те или иные запреты. Или, наоборот, товарам Российского происхождения предоставляется приоритет над зарубежными товарами. Хотя с момента изменения законодательства прошло уже немало времени, отдельные заказчики, особенно это касается торгов в сфере оборонного заказа, позволяют себе отклонять заявки за неуказание страны происхождения. Конечно, ФАС, наставляет их на путь истинный, но до обращения в нее дело доходит не всегда.

Пример о неуказании страны происхождения товара в заявке

В форме 2, входящей в состав аукционной заявки на поставку трубных изделий участник не указал страну происхождения товара. Он и не должен был ее указывать, поскольку в аукционной документации никаких сведений ни о запретах, ни о приоритете Российских товаров приведено не было. Тем не менее, заказчик заявку отклонил за отсутствие сведений о стране происхождения товара. Специалист заполнявший форму 2 обратился к директору фирмы участника с предложением обжаловать необоснованное отклонение, однако тот отказался, мотивируя отказ нежеланием ссорится с военным заказчиком. Отклонение осталось безнаказанным.

Примеры незаконных действий Заказчика в Госзакупках на которые подают жалобы в УФАС

Пример 1 о действиях Заказчиков  Госзакупки Москва

Заказчик, составляя форму 2, нарушил нормативный документ, указав несуществующее требование к диаметру электродов. В то же время, в проблемном разделе формы 2 был заявлен ГОСТ на электроды. Участник, не имея возможности подать запрос разъяснений, указал диаметр электрода соответствующий ГОСТ, дав соответствующую сноску в тексте формы 2. Заказчик форму отклонил. Участник обжаловал отклонение заявки. Комиссия ФАС, рассмотрев жалобу, пришла к выводу, что заказчик неправ и обязала его провести повторное рассмотрение заявок без учета данного пункта. Пришлось заказчику при повторном рассмотрении допустить заявку этого частника, поскольку иных претензий к ней при первичном рассмотрении не было.

  1. Если заказчик выдвинул в форме 2 требования к несуществующим материалам (отсутствующим в сметной документации) лучше всего заблаговременно подавать жалобу на саму документацию. Ведь комиссия ФАС может запутаться в смете и, если участник не сумеет доказать, что он не заполнил тот или иной раздел, потому, что соответствующего материала нет в сметной документации, отклонение признают обоснованным. К тому же в смете может запутаться и сам участник.

Пример 2 о действиях Заказчиков  Госзакупки Москва

Заказчик, составляя форму 2, указал в одном из разделов требуемые варианты строительной мести (вяжущее цементное или цементно-известковое). Участник выбрал цементное вяжущее. В той жде форме 2 в другом пункте были указаны требования к известковому вяжущему. Полагая, что требования здесь связанные и не удосужившись разобраться в сметной документации, а также не подав запрос разъяснений, участник не стал заполнять раздел известь, поставив в соответствующих ячейках таблицы прочерки. Заказчик отклонил заявку на непредоставление информации по разделу «известь». Участник обжаловал отклонение, мотивируя жалобу тем, что известь не требовалась, поскольку он предложил цементное вяжущее. Заказчик доказал, что известь всё же требуется, но для приготовления другого раствора и в смете она учтена. Просто специальные требования ко второму раствору он не стал вносить в форму 2, да и был не обязан это делать. ФАС признал жалобу участника необоснованной.

Все приведенные выше примеры касались отклонения заявок на участие в торгах по 44-ФЗ. Что же касается торгов по 223-ФЗ, то законом 505-ФЗ расширены возможности для обжалования закупок в ФАС России, в том числе в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований самого закона № 223-ФЗ, или положения о закупке или и того, и другого вместе взятых. И теперь заказчик не сможет как раньше безнаказанно отклонять заявки на участие в процедурах по 223-ФЗ за все что угодно.

 

Госзакупки. Размышления о особенностях конкурсов, проводимых по 223-ФЗ

В госзакупках, существует такая процедура как конкурсы по 223-ФЗ. Конкурсы, проводимые в соответствии с законом 223-ФЗ не имеют никаких ограничений по товарной номенклатуре. Иными словами, на конкурсной основе заказчик может приобретать любые товары на неограниченные суммы.

Особенности конкурсов по 223-ФЗ

Особенностью конкурсов по 223-ФЗ, является и возможность их проведения не только в электронном, но и в бумажном виде.

Конкурс по 223-ФЗ может быть, как одно-, так и многоэтапным. Закон 223-ФЗ заказчика в количестве этапов не ограничивает, все определяет его положение о закупке.

Другой особенностью конкурса является отсутствие санкционных ограничений. Правда, в отношении конкурсов по 223-ФЗ действует ПП 925, т.е. приоритет для российских товаров может быть установлен заказчиком в конкурсной документации.

Изменения в госзакупках по 223-ФЗ

Изменения законодательства в сфере торгов, вступившие в силу с 1 июля 2018 года сильно затронули закон 223-ФЗ. У конкурсов проводимых в соответствии с данным законом появились новые особенности. Рассмотрим подробнее наиболее важную.

Теперь заказчик получил право обсуждения с участниками закупки функциональных характеристик (потребительских свойств) товаров, качества работ, услуг и иных условий исполнения договора до истечения срока подачи заявок. Участники получают возможность в диалоговом режиме запросить корректировки в требования к поставляемым товарам, выполняемым работам или услугам. Данный этап позволяет участникам устранить неточности и заточки (подводные камни) технического задания под какого-либо поставщика, показать себя перед заказчиком и возможно, навести мосты для дальнейшего сотрудничества.

Победителем конкурса становится участник, предложивший наилучшие условия заключения договора с учетом критериев, каждый из которых имеет свой вес в баллах. В явном виде термин «критерии» в законе 223-ФЗ не упоминается. Так что можно говорить только о мягких критериях или конкурсных требованиях. А требований может быть сколько угодно и каких угодно – здесь все определяет уже Положение о закупках заказчика. Остановимся на типичных требованиях подробнее.

- Цена товаров, работ или услуг, являющихся предметом договора в Госзакупках по 223 ФЗ

В отличие от аукционов и котировок цена может не являться главной «весовой категорией». Обычно ее вес составляет от 30 до 70%

- Наличие опыта в Госзакупках по 223 ФЗ

Весьма важное требование, весовое значение которого составляет обычно 40-60%. Хорошо, если заказчик учитывает любой опыт участника по сопоставимым работам, а если только опыт по исполнению контрактов по 223-ФЗ или и по 223-ФЗ и 44-ФЗ ситуация осложняется. Увы, такое бывает часто. И если в Положении о закупках заказчика последнее условие прописано, то участнику, который недавно аккредитовался и не участвовал ранее в торгах здесь ничего не светит – этот конкурс он по баллам проиграет. Иное дело если в Положении о закупках просто требуется опыт, а в конкурсной документации содержится приписка, что по 223-ФЗ (или по 223-ФЗ и 44-ФЗ), то участнику целесообразно обратиться в ФАС. И жалоба будет признана обоснованной.

- Сроки поставок, либо выполнения работ в Госзакупках по 223 ФЗ;

Требование весьма существенное. Ведь укорочением сроков поставки заказчик мягко отсекает лишних участников. Пусть какой-либо укажет в предложении более длинный срок поставки. Заказчик его не отклонит, но баллов лишних не даст, их получит аффилированный участник, у которого товар находится на складе вблизи организации заказчика. И сэкономив на снижении цены предложения все равно сможет претендовать на победу за счет добавленных баллов.

-наличие у поставщика специальной техники и оборудования;

Обычно вес этого требования составляет 10 – 20%. В принципе участник может представить договор с обладателем такого оборудования, если только конкурсной документацией не оговорено, что оборудование должно быть в наличии у участника.

-сроки и порядок оплаты, возможность отсрочек, при необходимости;

Обычно вес этого требования не превышает – 20% Если, например, закзачик предоставляет возможность участникам отказаться от аванса за баллы, то тут участникам придется решать: запросить аванс, например, 30% от НМЦД и не получить при этом баллы или наоборот, балы получить, но отказаться от аванса. Второе представляется более предпочтительным, ведь снижение цены, которым участнику придется компенсировать неполученные баллы, может съесть большую часть аванса, а если участник «снизится» ненамного, может проиграть конкурс и вообще ни аванса, ни прибыли от исполнения договора не увидит.

- качественные характеристики продукции в Госзакупках;

Обычно вес этого требования составляет не менее 20%. Собственно, здесь речь идет о заполнении рекомендованной формы 2. Конечно же, лучше ее заполнить и повысить вероятность победы, не снижая цену предложения.

 - обеспеченность кадровыми ресурсами, наличие квалифицированного персонала;

Это требование типично для конкурсов, проводимых по 223-ФЗ. Весовое значение его обычно колеблется в пределах 20-40%. Хорошо если требуется наличие 5-6 квалифицированных специалистов. А если 20? Либо если требуются специалисты с научными степенями? Лучше просто не участвовать. Компенсировать снижением цены предложения недобор баллов из-за невыполнения этого требования участникам будет очень проблематично.

Деловая репутация в Госзакупках

Это требование тоже, как правило, весит не менее 20%. Хорошо еще, если заказчика интересуют только благодарности и похвальные грамоты от клиентов заказчика. А если баллы он дает только за наличие сертификата ассоциации или сообщества.

Такие требования любят устанавливать заказчики конкурсов на проведение работ по созданию сайтов, а также информационных систем.

В последние годы стало модой объединение фирм со сходным профилем деятельности во всевозможные объединения.

На качестве работ, выполнение услуг это обычно никак не сказывается, разве что цена работ и услуг может возрасти. Но требование есть требование. И участникам надо его выполнять или компенсировать неполучение баллов снижением цены.

Что же в таком случае им делать?

В законодательстве РФ термин ассоциация используется как синоним слова союз (закон о некоммерческих организациях №7-ФЗ). Ассоциации подлежат государственной регистрации, так что проверить, является ли участник членом какой-либо ассоциации или нет, заказчик при желании может даже за короткий срок с момента окончания срока подачи заявок до дня их рассмотрения. Выяснив, что такой ассоциации в природе нет, заказчик теоретически может подать в суд на участника за мошенничество, но вряд ли станет это делать. Скорее всего, он просто не даст баллов за репутацию или отклонит заявку нечестного участника. В будущем, при подаче заявки этим поставщиком на новые конкурсы этого же заказчика, последний будет проверять заявку такого участника особенно пристрастно. Так что печатать фиктивные сертификаты на принтере участнику вряд ли целесообразно, проще не участвовать в подобных конкурсах, или, если эти конкурсы как раз на его тему и проводятся регулярно – подумать о создании своей ассоциации, договорившись с несколькими партнерами.

 - иные дополнительные условия, связанные со спецификой закупаемой продукции или услуг в Госзакупках.

В документации на поставку оборудования заказчик, может прописать все что угодно, например, требование о наличии сервисного центра на территории Российской Федерации для осуществления гарантийного ремонта этого оборудования. ФАС, получив жалобу от одного из участников, потребовал его удаления из конкурсной документации. Однако арбитражный суд отменил решение о признании незаконным требования заказчика о наличии гарантийных мастерских по ремонту автомобильных двигателей на территории РФ. ФАС подала апелляцию, но арбитражный суд более высокой инстанции оставил решение без изменения.

 

Итак, для победы на конкурсе по 223-ФЗ одного снижения недостаточно. Чтобы победить, участнику придется готовить массу документов, стараясь набрать как можно больше баллов. И участнику не следует забывать, что среди его конкурентов, скорее всего, есть аффилированный участник, у которого не будет недобора баллов ни по одному мягкому критерию.

 

Участвуйте и побеждайте  Госзакупки Москва

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.