Изменения, внесенные в Постановление Правительства №925
Постановление правительства от 16.09.2016 г. №925 (далее ПП-925) установило приоритет на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг российского происхождения. Постановление Правительства от 19.07.2019 г. № 878 (далее ПП-878) данный приоритет в отношении закупок продукции радиоэлектроники значительно усилило.
Отсутствие реестра радиоэлектронной продукции делало применение ПП-878 невозможным.
Однако 16 сентября сего года ситуация изменилась – данный реестр, подготовленный Минпромторгом, был размещен им на сайте Государственной Информационной Системы Промышенности (ГИСП).
В данный реестр, по состоянию на сегодняшний день, включено около тысячи наименований радиоэлектронных товаров.
Теперь каждый заказчик, приобретающий радиоэлектронную продукцию способом конкурентных процедур, может прописывать в тендерной документации требования о соответствии ПП-925 и ПП-878, кроме того у него появилась свобода выбора: если в реестре нет требующейся ему продукции, либо если она есть, но не полностью соответствует его требованиям, то ограничение он может в своей документации не устанавливать.
Правда, в этом случае, заказчику придется обосновывать отказ от реестровой продукции, причем при неблагоприятном исходе, ФАС снесет процедуру и заказчику придется проводить повторное размещение заявки в соответствии с законодательством, но это уже его трудности.
Также можно пренебречь рассмотрением тех случаев, когда заказчик неправомерно применяет ПП-878, внося в документацию требования о его соблюдении, а при этом ему требуется вовсе не продукция радиоэлектроники, а иная, либо он хочет сэкономить время и включает в один лот и продукцию радиоэлектроники, и товары с другими ОКВЭД2, что не допускается.
Бдительные участники вряд ли позволят ему довести процедуру до заключения контракта.
Обычно в таких случаях бывает достаточно написать запрос разъяснений с угрозой обращения в ФАС в случае отклонения заявки. Заказчик, чувствуя свою вину, заявки по неправомерному основанию уже не отклоняет, на том дело и кончается. Правда, заказчик, может пострадать потом при внеплановой проверке, но это уже его трудности.
Ниже рассмотрен более типичные варианты, когда продукция в реестре есть, и она соответствует требованиям заказчика полностью.
Если ранее при закупках российских товаров путем проведения конкурса или запроса котировок либо предложений оценка производилась по цене, сниженной на 15% от цены предложения, то с 1 сентября сего года она производится по цене, сниженной на 30%. При этом договор с победителем по-прежнему заключается по предложенной им цене. Но стать победителем участнику, предложившему зарубежный товар (кроме товаров стран ЕАЭС) будет очень проблематично.
Ведь даже если его заявка не будет отклонена, ему придется закладывать эти 30% при расчете цены предложения. Так, если среднее снижение на конкурсе составляет 20%, ранее участник мог предложить цену на 40% ниже НМЦД (с запасом в 5%) и надеяться на победу, теперь же ему придется предлагать цену уже на 55% ниже НМЦД (с тем же запасом в 5%). И что ему тогда останется в случае победы? Меньше половины НМЦД.
Такая же ситуация складывается и с аукционами.
Теперь у противников, предложивших российскую радиоэлектронную продукцию (включая товары стран ЕАЭС) будет фора в размере 30% по сравнению с участниками-конкурентами, которые предложат не реестровый товар. При заключении контракта с победителем, предложившим такой товар заказчик срежет цену его предложения на целых 30%.
Поэтому выиграть аукцион им будет очень проблематично. В самом деле, если, ранее, при среднем аукционном снижении 30% участник, предлагающий импортную продукцию радиоэлектроники, мог рассчитывать на победу, пойдя на снижение 45%, то теперь ему придется снизиться не менее чем на 60%. Мало кто станет вести аукционную борьбу, зная, что от НМЦК ему достанется чуть больше одной трети.
В случае же снижения в процессе аукциона НМЦД до нуля, что маловероятно в реальных условиях, и начнется игра на повышение, то договор с победителем будет заключен по цене, увеличенной на 30%. То на то и выходит.
Вывод здесь можно сделать один. Участникам целесообразно предлагать заказчикам процедур, проводимых в соответствии с ПП-925 только радиоэлектронную продукцию, включенную в реестр, либо, если того или иного товара там не окажется, быть готовыми доказать в инстанциях, что это товар российского происхождения (или одной из стран ЕАЭС) Исход при этом может быть любым.
А цена вопроса довольно высока.
Ведь, если участник-победителю доказать российское происхождение нереестровых товаров не удастся, то он потеряет значительную сумму при заключении договора (контракта). Так, если цена предложения после аукционного снижения составила 3 миллиона рублей, то контракт с ним будет заключен на сумму 2.1 миллиона рублей, то есть, он потеряет почти целый миллион. И потом не скажет на комиссии ФАСа, что забыл об изменениях в ПП-925. Этот номер ему точно не пройдет. Так что, как ни крути – лучше не рисковать.