В госзакупках просрочка поставки по контракту — явление, увы, не редкое и не самое приятное для обеих сторон. Тем не менее, это рабочая ситуация, в которой и заказчику, и поставщику закон предписывает действовать строго определенным образом.
Если вы заказчик
Итак, поставщик нарушил прописанные в контракте условия поставки товара (или партии товара, если условиями контракта предусмотрена поэтапная поставка).
Прежде всего, убедитесь, что:
- нарушение сроков произошло По вине поставщика, а не по вашей;
- вы правильно составили заявку на доставку и можете подтвердить факт ее получения поставщиком.
Для таких заявок лучше всего использовать письменную форму — у вас на руках всегда будет документальное подтверждение и вы можете начинать претензионную работу в отношении поставщика.
Важно! Предъявление поставщику требования об оплате начисленной суммы пени за допущенную просрочку исполнения контракта в такой ситуации не право, а обязанность заказчика (ч.6 ст.34 ФЗ-44).
Если документ не будет отправлен поставщику, работник контрактной службы может быть привлечен к ответственности в соответствии с КоАП РФ.а.
Что происходит дальше?
В зависимости от того, в каком объеме после нарушения сроков был поставлен товар (или партия товара в случае поэтапной поставки), возможны следующие варианты развития событий.
- Поставщик нарушил срок, но затем поставил товар в полном объеме
Если поставщик нарушил изначальные сроки поставки, но в рамках указанного в претензии срока поставил товар полностью, по закону вы все равно обязаны взыскать неустойку. Для этого вы должны зафиксировать сам факт нарушения сроков. Здесь вам как раз пригодится наличие претензионной переписки и акта приемки, где будет зафиксирована фактическая дата поставки товара.
- Поставщик нарушил срок, но затем поставил товар частично
Бывают ситуации, когда поставщик нарушил изначальные сроки поставки, но в рамках указанного в претензии срока поставил товар (или партию товара) не полностью, а частично. В этом случае заказчик точно так же обязан выставить претензию. Претензия должна содержать требование поставки оставшегося товара и выплаты неустойки.
Обратите внимание: ту часть товара, которую поставщик все же поставил, заказчик обязан оплатить.
В первом и втором случаях, решение об одностороннем внесудебном расторжении контракта заказчик вправе принять только в случае неоднократной просрочки поставщика — то есть просрочки, допущенной 2 и более раз (п.2 ст.523 ГК РФ). При этом условиями контракта должно быть предусмотрено право заказчика На такое решение по основаниям, предусмотренным ГК РФ.
Нарушение срока поставки с дальнейшим отказом поставщика поставлять товар или просто молчанием поставщика — это основание для расторжения контракта в одностороннем порядке. Разумеется, если такая возможность предусмотрена условиями контракта.
Одностороннее расторжение контракта
Претензия: как ее составить и что она должна содержать?
Претензия составляется на фирменном бланке компании в письменном виде (ч. 6 ст. 34 ФЗ-44). В ней вы:
- описываете возникшую ситуацию;
- указываете пункты контракта, которые нарушил поставщик;
- озвучиваете последствия в случае невыполнения претензии (неустойка);
- указываете свои требования — поставить товар в кратчайшие сроки.
Далее вы:
- ставите печать организации;
- визируете претензию подписью руководителя организации;
- отправляете поставщику (заказным письмом или лично).
Неустойка: как она рассчитывается и что происходит дальше?
Для получения неустойки необходимо направить поставщику соответствующую претензию, которая содержит:
- основание для взыскания неустойки;
- порядок расчета суммы;
- реквизиты для перевода денежных средств;
- срок для оплаты.
Важно! Расчет неустойки выполняется строго по установленной законом формуле, ее размер и порядок расчета содержится в:
- ст. 34 ФЗ-44;
- ПП РФ от 30 августа 2017 г. № 1042.
Пеня начисляется за каждый день просрочки в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.
Обратите внимание:
- ключевая ставка Центробанка РФ может меняться, учитывайте актуальную на момент расчетаставку, на момент выхода видео размер ключевой ставки составляет 7,75%.
- отсчет количества дней просрочки начинается со следующего дня, оговоренного в контракте. При этом учитываются все календарные дни, включая выходные и праздничные дни;
- суммарно все наложенные на поставщика штрафы и неустойки не могут превышать стоимость, по которой был заключен контракт.
Вы рассчитали неустойку и направили поставщику соответствующую претензию, далее возможны варианты:
- Поставщик принимает претензию, информирует ответным письмом о своем согласии оплатить неустойку и перечисляет денежные средства.
- Поставщика не устраивает размер неустойки.Этот вопрос поставщик может решить только в судебном порядке.
- Поставщик отказывается перечислять неустойку.В этом случае заказчик может взыскать ее самостоятельно из обеспечения контракта. Если обеспечение контракта было предоставлено в виде банковской гарантии, то заказчик направляет требование в банк о выплате неустойки из суммы банковской гарантии. Если в виде денежных средств — неустойка удерживается из этой суммы, в дальнейшем при возврате заказчиком обеспечения контракта поставщик получит его за вычетом неустойки. Неустойка взыскивается за каждый день просрочки поставщиком исполнения обязательств по контракту.
Важно: для заказчика возможность взыскать неустойку из обеспечения контракта должна быть изначально оговорена условиями контракта, иначе поставщик вполне справедливо может обратиться в суд.
После получения неустойки заказчик обязан оплатить поставленный товар (или партию товара). Если условиями контракта дальнейших поставок не предусмотрено, то контракт переходит в статус исполненного, и заказчик публикует в ЕИС все соответствующие документы.
Мы рассмотрели порядок действий заказчика и возможные варианты развития событий в случае нарушения поставщиком сроков поставки по контракту.
Комментарии закрыты