С 1 января 2022 года заказчики устанавливают дополнительные требования к участникам закупок в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. №2571, принятым на основании частей 2 и 3 ст.31 Закона №44-ФЗ. Постановление №2571 определяет специальную предквалификацию: участники конкурентных закупок товаров, работ, услуг, перечисленных в приложении к данному постановлению, должны подтвердить, что для исполнения контракта обладают:
- необходимыми финансовыми ресурсами;
- оборудованием и другими материальными ресурсами;
- опытом работы и деловой репутацией;
- необходимым количеством специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Какие именно требования установит заказчик в каждом конкретном случае, зависит от параметров закупки, а точнее, от объекта закупки и начальной (максимальной) цены контракта. Приложение к Постановлению №2571 содержит 37 видов товаров, работ, услуг, сгруппированных в 7 разделов:
- раздел I – культура и культурное наследие (позиции 1 – 5);
- раздел II – градостроительная деятельность (позиции 6 – 16);
- раздел III – дорожная деятельность (позиции 17 – 18);
- раздел IV – оборона и безопасность государства (позиции 19 – 23);
- раздел V – использование атомной энергии (позиции 24 – 31);
- раздел VI – здравоохранение, образование, наука (позиции 32-36);
- раздел VII – контракты со встречными инвестиционными обязательствами (позиция 37).
В нашей статье мы рассмотрим некоторые вопросы из практики применения Постановления №2571, которая сформировалась за период с начала текущего года.
Специальная предквалификация имеет приоритет перед универсальной
Универсальная стоимостная предквалификация участников закупок регламентируется ч.2.1 статьи 31 Закона №44-ФЗ. Согласно указанной норме, если НМЦК в конкурентной закупке составляет 20 миллионов рублей и более, заказчик обязан установить дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора по Закону №223-ФЗ, по которому должны быть уплачены неустойки. При этом стоимость исполненных обязательств по контракту, договору должна составлять не менее 20 % НМЦК. Исключением является случай, когда в закупке установлены дополнительные требования, предусмотренные Постановлением №2571.
Таким образом, дополнительные требования по ч.2.1. статьи 31 Закона №44-ФЗ применяются только в закупках без доптребований по Постановлению №2571. В одной закупке заказчик не вправе требовать от участников одновременно и специальную, и универсальную предквалификацию.
Примером из практики, иллюстрирующим вышеуказанные выводы, является Решение Псковского УФАС от 17.03.2022 по делу № 060/06/31-123/2022. Комиссия УФАС признала, что Заказчик неправомерно установил дополнительные требования в соответствии с ч. 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, поскольку необходимо было установить требования к участникам закупки в соответствии с позицией 8 приложения к Постановлению №2571.
Если объект закупки включен в приложение к Постановлению №2571, а НМЦК равна или превышает установленные подпунктом «а» пункта 3 этого постановления размеры, то заказчик обязан установить дополнительные требования по соответствующей позиции приложения к Постановлению №2571.
К сожалению, закупая включенные в Постановление №2571 товары, работы, услуги, заказчики часто забывают о необходимости установить дополнительные требования.
Например, проводя закупку продуктов питания на сумму свыше 7 миллионов рублей, заказчик забыл применить требования Постановления №2571. Комиссия УФАС признала его нарушившим положения ч.2 ст.31 Закона №44-ФЗ (см. решение Красноярского УФАС от 11.02.2022 № 024/06/105-373/2022).
Дополнительные требования устанавливаются с учетом сферы закупки, а не сферы деятельности заказчика
Данный вопрос возникает при закупке услуг, включенных в раздел VI приложения к Постановлению №2571 (услуги охраны и уборки).
В начале 2022 года ряд контрольных органов признавали правоту заказчиков, не установивших дополнительные требования в таких закупках, если деятельность заказчика не относилась к сфере здравоохранения, образования, науки. Например, в решении Московского УФАС России от 31.01.2022 по делу № 077/06/106-1290/2022 УФАС встал на сторону заказчика, не установившего дополнительные требования по Постановлению №2571 при закупке услуг по уборке. Заказчик аргументировал свою позицию тем, что осуществляет свою деятельность в сфере культуры и не относится к сфере здравоохранения, образования, науки.
Но Минфин России в п.6.1 письма от 14 февраля 2022 г. N 24-01-09/10138 разъяснил, что дополнительные требования устанавливаются в зависимости от сферы закупки (закупаемых товаров, работ, услуг), сфера деятельности заказчика при этом не учитывается. После выхода в свет указанного письма, правоприменительная практика в большинстве случаев следует сформулированным в нем выводам и неустановление доптребований признается неправомерным (см., например, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 23 июня 2022 г. N 003/06/49-516/2022, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 20 июля 2022 г. N 050/06/105-25774/2022, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 12 августа 2022 г. N 064/06/31-716/2022).
Выбор позиции приложения к Постановлению №2571, в соответствии с которой устанавливаются дополнительные требования в закупках по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, осуществляется в зависимости от содержания проводимых работ
Например, организация закупает работы по монтажу автоматической установки пожаротушения или пожарной сигнализации. Применяются ли в такой закупке дополнительные требования и по какой позиции приложения к Постановлению №2571?
Проанализировав практику подобных закупок, мы обнаружили, что она основана на различных подходах к решению основного вопроса: относятся ли закупаемые работы к капитальному или текущему ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), или не относятся ни к какому из вышеуказанных видов ремонта. Рассмотрим эту тему подробнее.
В некоторых случаях контрольные органы относят указанные работы к работам по капитальному ремонту. При таком подходе в закупке необходимо установить дополнительные требования по позиции 10 приложения к Постановлению №2571 (если НМЦК для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд – 5 млн. рублей – подпункт «а» п.3 Постановления №2571).
В соответствии с пунктом 14.2 статьи 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства включает в себя, в том числе: замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов. Пункт 21 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ (с изменениями на 2 июля 2013 года) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» определяет систему инженерно-технического обеспечения как одну из систем здания или сооружения, предназначенную для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электрообеспечения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности. В соответствии с п. 3.8 ГОСТ Р 53195.1-2008 «Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем. Часть 1. Основные положения» к инженерным системам здания или сооружения относятся в т.ч. системы обеспечения безопасности (система пожарной сигнализации, охранной сигнализации, система пожаротушения, дымоудаления, тревожного оповещения, контроля и управления доступом и др.). Таким образом, работы по монтажу пожарной сигнализации относятся к работами по капитальному ремонту. Пример такой позиции: решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 5 июля 2022 г.
Второй подход относит рассматриваемые работы к текущему ремонту. При этом в закупке необходимо установить дополнительные требования по позиции 15 приложения к Постановлению №2571 (работы по текущему ремонту зданий, сооружений), если НМЦК превышает 1 млн. рублей (подпункт «а» п.3 Постановления №2571).
Данная позиция основана на том, что при выполнении закупаемых работ здание не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются. В соответствии с письмом Минстроя России от 27.02.2018 N 7026-АС/08 «Об определении видов ремонта» к текущему ремонту относят устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основного средства, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий. На основании ч. 6 ст. 55.24 ГрК РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Из ч. 8 ст. 55.24 ГрК РФ следует, что техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Согласно письму Минфина России от 14 января 2004 г. N 16-00-14/10 определять виды ремонта (текущий или капитальный) и различия между ними обязаны технические службы учреждения путем разработки в рамках системы планово-предупредительных ремонтов соответствующих нормативных документов. Таким образом, если согласно внутренним документам заказчика, закупаемые работы относятся к текущему ремонту, то устанавливаются дополнительные требования по позиции 15 приложения к Постановлению №2571.
Примером вышеуказанного подхода является решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 12 августа 2022 г. N 068/06/42-435/2022.
Мы нашли также пример из практики, когда заказчик на заседании комиссии УФАС смог доказать, что работы по монтажу систем пожарной сигнализации и СОУЭ не относятся к работам по капитальному ремонту, следовательно доп.требование по п.10 приложения к Постановлению №2571 не устанавливается. Вопрос об установлении доп. требований по п.15 приложения к Постановлению №2571 при этом не рассматривался (см. решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 1 апреля 2022 г. N 050/06/105-11258/2022). Рассматриваемая закупка в дальнейшем была отменена заказчиком.
На наш взгляд, приведенная практика свидетельствует о разнообразии возможных подходов, но при этом от заказчика в любом случае требуется проработанная аргументация избранной им позиции.
Участник закупки не может подтвердить свой опыт исполнением договора субподряда
Такой вывод сформулирован ФАС России в пункте 2 письма от 19.06.2019 № МЕ/51304/19 еще в отношении применения постановления Правительства №99. В частности, ведомство отметило: «… по мнению ФАС России, при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства контрактом (договором), подтверждающим соответствие участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99, может являться исключительно контракт (договор) на выполнение соответствующих работ, а именно по строительству, или реконструкции, или капитальному ремонту, или сносу объектов капитального строительства, где стороной выступает участник закупки (генеральный подряд)…. Таким образом, договор субподряда на выполнение отдельных видов строительных работ, представленный участником закупки, не может являться подтверждением наличия опыта в целях применения Постановления №99».
В 2022 году контрольные органы продолжают применять вышеуказанный подход к дополнительным требованиям по Постановлению №2571. Так, в решении Кировского УФАС от 08.04.2022 № 043/06/106-287/2022 рассмотрена ситуация, когда участник предоставил в подтверждение своего соответствия доптребованиям договор субподряда на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги. УФАС отметил, что предоставленный договор субподряда не является контрактом или договором на выполнение работ, сведения о таком договоре не находятся в реестре контрактов по Закону №44-ФЗ или в реестре договоров по Закону №223-ФЗ. Указанные в приложении к Постановлению №2571 документы должны быть выданы в отношении участника закупки. Вывод: представленные участником закупки документы об опыте не соответствуют требованиям Постановления № 2571.
Комментарии закрыты