Особенности закупки драгоценных металлов и драгоценных камней 44-ФЗ и 223-ФЗ
В данной статье речь автор анализирует целесообразность участия в поставках драгоценных (драгметаллов) и драгоценных камней.
Касательно закупки драгоценных металлов тендерным способом, следует отметить что данная процедура в чистом виде осуществляется в только виде закупки у единственного поставщика, так что мы на ней останавливаться не будем.
Что же касается комбинированных процедур, например, закупки драгметаллов и цветных (и черных) металлов, то их гораздо больше – за последние семь лет проведено порядка сотни. Это конкурсы, запросы котировок, проводимые в соответствии с законом 223-ФЗ, аукционы, проводимые в соответствии с законом 223-ФЗ. Так что интересующиеся этой темой могут рассчитывать в среднем на участие в 1 тендере в месяц.
Снижения демонстрируют весьма своеобразную картину. При НМЦК до ста тысяч рублей) они достигают 84-88%. При НМЦК порядка шестисот тысяч рублей не достигают и 20%. Кстати, автор не наблюдал за последние годы публикации процедур, проводимых в соответствии с законом 44-ФЗ, с НМЦК свыше шестисот тысяч рублей.
Иное дело, процедуры проводимые в соответствии с 223-ФЗ. Здесь НМЦК порядка 12 и даже 20 миллионов не редкость. Что касается снижений, то они составляют в среднем:
На конкурсах: в среднем 28%
На запросах котировок колеблются в широких пределах от 2% до 60%
На аукционах (обнаружены в ЕАИС только три аукциона, организованные АО «РЖД») вообще наблюдается более 1 участника, так что снижения нет.
Закупка ювелирных изделий относительно редкая гостья в ЕАИС за 7 лет порядка 70 процедур. В среднем 0,85 процедур/месяц. Вид процедуры: неконкурентная – закупка у единственного поставщика. Рассматривать её далее представляется нецелесообразным.
Закупка услуг по утилизации всевозможного оборудования: компьютерного, медицинского, радиоэлектронного может осуществляться как способом аукционов, конкурсов, запросов предложений так и способом запросов котировок.
Всего обнаружено за последние 7 семь лет порядка 50 тендеров, объектом закупки которых является утилизация оборудования с извлечением драгоценных металлов, то есть в среднем 0,5 тендера в год, что очень мало.
Что касается снижений, то, например, на аукционах, проводимых в соответствии с законом 44-ФЗ они колеблются в широком диапазоне от 12-18% до 84-88%. Встречаются и аукционы, несостоявшиеся ввиду подачи единственной заявки (в основном в Сибирских регионах).
Процедуры по закупке какого-либо одного драгоценного металла или драгоценных камней одного вида публикуются в ЕАИС очень часто.
Тендеры на поставку серебра, в том числе в виде гранул, слитков, ювелирных изделий публикуются заказчиками очень часто. За последние 5 лет в ЕАИС было опубликовано порядка 1000 тендеров, что составляет почти 17 тендеров/месяц. Фактически они публикуются через день.
Снижения отмечены следующие (на процедурах, проводимых по 223-ФЗ):
- на запросах котировок – в диапазоне: 1-20%
- конкурсы не отличаются посещаемостью. Часто подается одна заявка, либо не подается заявок вовсе.
Тендеры на поставку золота, в том числе в виде слитков, изредка ювелирных изделий публикуются заказчиками почти также часто.
Тендеры на поставку платины, в том числе в виде слитков, изредка ювелирных изделий публикуются заказчиками достаточно часто. За последние 5 лет в ЕАИС было опубликовано порядка 300 тендеров, что составляет почти 6-7 тендеров/месяц. Фактически они публикуются два раза в неделю.
В подавляющем большинстве случаев такие тендеры проводятся в соответствии с законом 223-ФЗ. Отдельные аукционы, проводимые в соответствии с 44-ФЗ демонстрируют снижение 0,5%, либо подается единственная заявка. Такая же явление наблюдается на конкурсах и запросах предложений, проводимых в соответствии с законом 223-ФЗ.
Что касается поставки драгоценных камней (алмазов, бриллиантов, рубинов, сапфиров), то в ЕАИС процедур с таким объектом закупки публикуется немало. Посещаемостью особой они не отличаются. Котировки, например, проводимые в соответствии с законом 223-ФЗ часто признаются несостоявшимися, ввиду отсутствия заявок.
Поставка корунда и (абразивных) изделий из него в данной статье не рассматривается, поскольку корунд не является драгоценным камнем.
Для интересующихся темой поставки драгоценных камней и драгметаллов, напомним, что деятельность, связанная, в том числе с оптовой и розничной торговлей драгоценными камнями и драгметаллами является лицензируемой, отсюда и малая посещаемость участниками тендеров на их поставку. Они просто не могут участвовать из-за отсутствия лицензии. Выдается же она сроком на пять лет. Кроме того, в соответствии с законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26.03.1998 № 41-ФЗ в последней его редакции, осуществлять торговлю ими могут только юридические лица. Таким образом доступ Индивидуальным Предпринимателям к тендерам, объектом закупки которых являются драгоценные камни или драгоценные металлы, закрыт. Да и юридическим лицам получить лицензию не так-то просто. В частности, поставщик должен встать на учет в Пробирной Палате, иметь в наличии оборудование для диагностики драгоценных камней, наличие условий, обеспечивающих сохранность изделий такого рода, наличие в штате юридического лица хотя бы одного специалиста, имеющего соответствующую профессиональную подготовку.
Для извлечения же драгоценных металлов из утилизируемого оборудования требуется другая лицензия:
на сбор, транспортировку и размещение отходов. А уж Индивидуальным Предпринимателям потребуется открыть еще одну фирму (ООО или ЗАО) – то есть, получить возможность участвовать в торгах от имени юридического лица. Заодно они смогут участвовать и в торгах, проводимых на площадке АСТ «ГОЗ», в соответствии с законом 275-ФЗ, куда тоже нет доступа ИП.
Аспекты участия в торгах для нужд оборонаказа выходят за рамки данной статьи и далее не рассматриваются.
Сказанное выше объясняет причину малой посещаемости тендеров на поставку драгоценных камней и драгоценных металлов: много возни с получением той или иной лицензии потребуется для участия в тендерах с соответствующими объектами закупок.
Но они забывают о том, что там, где лицензии не требуются, участников бывает намного больше, а, следовательно, и снижения зачастую превышают разумные пределы. В прочем, судя по снижениям, наблюдающимся в сфере утилизации оборудования лицензия на обработку отходов у участников имеется, поскольку заказчик не отклоняет их заявки по вторым частям, что позволяет им рвать аукционы до достижения астрономических снижений.
Но аукционы с большой НМЦК выполнить не так-то легко. Поэтому-то и остаются они малопосещаемыми.
В итоге, можно порекомендовать всем юридическим лицам, интересующимся тендерами на поставку драгметаллов, участие в комбинированных процедурах, объектами закупки которых является поставка и драгметаллов, и цветных металлов, и черных металлов, а также на поставку серебра, золота и платины, как отдельных металлов, проводимых в соответствии с законом 223-ФЗ.
Комментарии закрыты